Салат "Конкурентоспособность": швейцарский рецепт для Украины

Понедельник, 22 декабря 2014, 17:01 — Татьяна Херувимова, проект "Молодежь изменит Украину"

У обычного человека Швейцария преимущественно ассоциируется с высоким уровнем жизни, надежными банками, вкусным шоколадом и дорогими часами.

Благодаря чему эта страна, будучи одной из беднейших в Европе еще в начале XX века, не имея ни выхода к морю, ни богатых природных ресурсов, смогла получить финансово-экономическую стабильность и стать экономикой с высоким показателем конкурентоспособности?

Конкурентоспособность Швейцарии в глобальной экономике и факторы, благодаря которым она удерживает свои позиции, можно кратко обрисовать на примере приготовления салата, определив его основные ингредиенты.

Несмотря на распространенное обманчивое впечатление, Швейцария производит не только шоколад и сыры. Страна является производителем самого широкого ассортимента товаров: от еды и лекарств до продукции точной инженерии. Как следствие, швейцарская экономика хорошо защищена от цикличности и внешних шоков. Если одна отрасль экономики переживает упадок, другие продолжают рост.

Поэтому первая составляющая салата "Конкурентоспособность" – политика диверсификации экономики, которая базируется на том, что конкурентоспособная экономика страны не может зависеть от одной отрасли.

Высокие показатели конкурентоспособности также достигаются благодаря сбалансированности политик агрессивности и привлекательности.

Политика агрессивности – это развитая экспортная политика государства, при которой страна делает акцент на развитии экспорта собственных товаров и услуг в другие страны. В то же время политика привлекательности предусматривает привлечение прямых иностранных инвестиций благодаря улучшению инвестиционного климата, внедрению налоговых льгот и т.д. Эта политика, однако, имеет и свои риски, такие как нестабильность и изменчивость.

В условиях кризиса инвесторы склонны покидать страну, тем самым ослабляя ее экономику.

Конкурентоспособность альпийской республики базируется на концепции "Made in". На примере Швейцарии становится понятно, что страна – это бренд, и ничто так не характеризует страну, как то, что она производит. "Made in Switzerland" всегда сочетается с высоким качеством, хотя в Швейцарии нет одного вида товаров, с которыми она ассоциируется. Интересно, что таким успехом государство обязано политике Национального совета Швейцарии по поощрению использования национального сырья и услуг в производстве конечного продукта. Так, маркировку "Swiss made" разрешается использовать, если промышленные товары и продукция будут состоять на 80% и 60% соответственно из национальных составляющих.

Используя указанную концепцию, Украина должна ответить на вопрос: с чем она хочет ассоциироваться? Являются ли зерно и металл тем, с чем должно отождествляться "Made in Ukraine"?

Хотя сегодня и наблюдается настоящий бум концептуального текстиля, вещей для быта "Made in Ukraine", Украина все еще воспринимается как экспортер товаров без добавленной стоимости и сырья.

Следующий важный ингредиент конкурентоспособности тевтонов – политика развития малых и средних предприятий. Фундаментом успеха Швейцарии являются так называемые Mittelstam – небольшие семейные экспортно-ориентированные компании из сельской местности. Именно прослойка между крупными корпорациями и частными предпринимателями делает страну конкурентоспособной. А вот в Украине малый и средний бизнес составляет лишь 6% занятости и 10% ВВП.

Для развития конкурентоспособности Швейцария развивает научную и предпринимательскую культуру. Страна действует по принципу: без предпринимательских идей средства производства и труд теряют смысл. Идея заключается в том, чтобы инвестируя, например, в строительство производственных мощностей, иностранная компания дополнительно поддерживала образовательные инициативы на условиях государственно-частного партнерства.

Как показывает мировой опыт, даже наличие развитой системы образования автоматически не решает проблемы безработицы среди молодежи.

Швейцарский ответ – система профессионально-технического образования (apprenticeship), согласно которой учащиеся осваивают профессию, а не науку (они проводят 50% времени на предприятии, а 50% – в школе). Это касается не только сугубо технических специальностей, но и таких направлений, как логистика, бухгалтерский учет, банковское дело. Об эффективности такого подхода свидетельствует показатель среднего уровня безработицы среди молодежи – только 6,1%.

Как оказалось, самым сложным для швейцарцев было преодолеть общественные стереотипы, что профессионально-техническое образование является искусственным созданием рабочих мест для тех, кто не может получить высшее образование.

В Украине такой объект инвестирования остается за пределами внимания государства. По показателям Госстата, за последние пять лет расходы на профессионально-техническое образование составили 0,4% ВВП, что в среднем равен 6,2-6,4% общих расходов на всю образовании. Как следствие, потребность работодателя в работниках (а не в ученых) остается неудовлетворенной.

Если следовать концепции обеспечения конкурентоспособности страны, в стране должна эффективно функционировать как традиционная инфраструктура (железные дороги, автодороги и т.д.), так и инновационная связь. Неотъемлемой составляющей является развитие логистики (использование страной своей инфраструктуры). Для обеспечения эффективного функционирования экономики все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, а не планироваться отдельно, и соответственно слаженно работать. Для примера, в Швейцарии возле каждого аэропорта есть железнодорожная станция, что существенно минимизирует затраты времени на трансфер.

Фискальная дисциплина (а прежде всего – жесткое ограничение на большие затраты, чем страна зарабатывает) также влияет на конкурентоспособность государства.

Швейцария установила ограничения на государственные расходы в зависимости от размера ВВП. Сегодня в Швейцарии этот показатель составляет 34%. Зато Украина имеет один из самых высоких показателей в Европе (по данным Всемирного банка, в 2013 году государственные расходы составили 48% от ВВП).

Последний, но не менее важный ингредиент салата "Конкурентоспособность" – общественный консенсус.

Швейцария никогда не претендовала на роль образца, но ее можно считать ярким примером консенсуса.

В Швейцарии исторически отсутствует сильный лидер, а половина населения вообще не знает имени президента страны. Все решения и изменения происходят медленно, но в правильном направлении: сначала инициатива принимается на местах, а потом идет вверх. Зато Украина с высокой централизацией власти сравнительно быстро проводит изменения, но и курс меняется с каждым новым президентом.

Обеспечение конкурентоспособности страны – это как приготовление салата: необходимы универсальные ингредиенты и уникальный "соус", индивидуальный для каждой страны.

Выбирая "соус" для салата, который будет готовить Украина, следует помнить, что, определив вектор политики, его надо неукоснительно соблюдать и не менять. Бизнес не любит непрогнозируемых изменений, поэтому Швейцария служит примером стабильности в политике.

Для достижения успеха Украине необходимо в первую очередь обратить внимание на развитие инфраструктуры, улучшить инвестиционную привлекательность, изменить налоговую и образовательную системы.

Итак, приятного аппетита!

 

Автор:

Татьяна Херувимова

участница программы Благотворительного фонда Богдана Гаврилишина "Молодежь изменит Украину"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: