Порошенко должен ветировать "безвизовые законы" – если ЕС нужна суть, а не "шашечки"

Вторник, 10 ноября 2015, 18:50 — Сергей Сидоренко, Европейская правда

Порой удивляет то, как настойчиво ЕС дает Украине "еще один последний шанс". И вот на этой неделе – опять.

Еврокомиссия по собственной инициативе перенесла на более поздний срок ключевую встречу, где должна была решиться судьба безвизовой Украины.

Нам дали еще один шанс. Как шутят дипломаты, "снова – последний":) На этот раз Украина попыталась им воспользоваться, но ситуация остается на грани срыва.

И теперь именно Брюссель должен спасти украинский безвизовый режим – или же разрушить его. И рецепт успеха не так очевиден, как может показаться.

Начало заседания Верховной рады автор встретил в эфире "Общественного радио" – так сложилось. И там пришлось отвечать на вопросы не только о положительных, но и о негативных сценариях.

Так вот, негативных, по состоянию на утро, было два – плохой и самый плохой.

Первый – если депутаты "завалят" безвизовый пакет по процедурным мотивам. И перенесут его рассмотрение на следующую неделю. А второй – если они в спешке, не особо изучая, поддержат ВСЕ "безвизовые законы" в той редакции, которая подана ко второму чтению.

К сожалению, мы пошли по второму, наихудшему сценарию.

Во-первых, Рада снова провалила голосование за закон о запрете дискриминации. Во-вторых, некоторые принятые законы из "безвизового пакета", вероятно, придется ветировать президенту.

Кто-то может удивиться – как редактор "Европейской правды" может выступать против законов, необходимых для отмены виз? Ответ прост.

Украина не обещала ЕС принять закон с тем или иным названием.

Речь шла не о названии, а о сути. А суть в ряде документов оказалась искаженной. И осталось лишь название.

О том, каким стало содержание законов после доработки - описал Центр противодействия коррупции, на экспертизу которого обычно ссылается и ЕС, и США. Но что это означает для безвизовых перспектив Украины? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, позволю себе небольшое лирическое отступление.

Евросоюз на внешней арене – это большая, неповоротливая, медлительная бюрократическая машина. Это знает любой, кто сталкивается с европейской тематикой, а автору приходится видеть это каждый день в работе с европейскими институтами. Именно поэтому прозвучала известная фраза Виктории Нуланд.

Самостоятельная деятельность ЕС во внешней политике очень ограничена и потому – слишком осторожна.

ЕС (в отличие, например, от США) крайне редко публично становится на защиту той или иной редакции закона. В требованиях к Киеву всегда указывается, КАКУЮ проблему нужно решить, но никогда не упоминается – КАК это сделать.

Так же было и с безвизовым – ЕС категорически отказывался поддержать конкретные законопроекты, ограничивался расплывчатыми дипломатическими фразами и говорил о необходимости выполнить требования.

Но 10 ноября Брюссель не выдержал.

После обеда появилось заявление Яна Томбинского (доступна ее оригинальная, английская версия и перевод на украинский).

В нем ЕС наконец дал ответ на вопрос "КАК". Ответ, который все знали, но предпочитали не замечать.

"Новое законодательство относительно возвращения и конфискации активов, предложенное Кабинетом министров Украины (пакет законопроектов 2540a, 2541a, 3040), можно рассматривать как конструктивную нормативную базу, что полностью соответствует европейским стандартам и реализует их", - заявил посол ЕС.

Его заявление стало ответом на критику депутатов, которые утверждали, что правительственные законопроекты предлагают слишком широкие полномочия для ареста активов.

Томбинский убеждает, что это не так.

"В других странах Европы есть гораздо более решительные механизмы", - говорится в его заявлении.

А теперь – вспомним о "заторможенности" европейской машины. Здесь она проявилась "во всей красе". ЕС, согласовывая текст заявления между различными инстанциями в Брюсселе, опоздал ровно на один день.

Это заявление должно было появиться накануне голосования. Оно должна была стать "атомной бомбой " в руках тех, кто утверждал, что именно правительственные версии соответствуют требованиям ЕС. Но, похоже, в Брюсселе опять что-то затормозилось, и заявление, написанное "будущим временем", опубликовали... через несколько минут после того, как голосование завершилось.

А Томбинский, очевидно, оказался недостаточно смел, чтобы обнародовать его накануне, под свою ответственность.

И теперь официальная позиция ЕС служит разве что доказательством того, что Юрий Луценко откровенно лгал, когда утверждал, что его правки согласованы и одобрены европейскими структурами. Конечно же, не одобрены.

Но искать виновных – дело неблагодарное. Сейчас надо думать, как выходить из ситуации. И чем она грозит.

А тут уже все зависит от ЕС.

Есть два варианта развития событий.

Брюссель, который сейчас готов закрыть глаза на кучу ошибок, может простить Раде и эту. Именно на такой сценарий надеялись в Блоке Порошенко, когда продавливали эту редакцию закона. Пусть возможности для ареста имущества коррупционеров станут лишь формальными – все равно. Ведь это, в конце концов, будет проблемой Украины, а не проблемой ЕС.

Но надежды БПП могут быть и ошибочными.

Главный внешнеполитический "советник" президента Константин Елисеев очень любит всем известный анекдот про таксиста со словами "вам шашечки или ехать?" – автору приходилось много раз слышать от него эту фразу. Сейчас на этот вопрос должен ответить Брюссель.

Если же в Еврокомиссии решат, что для них это требование принципиальное и им недостаточно "шашечек", перед ними вновь открывается два пути.

ЕС может идти по устоявшейся процедуре. Ждать выводов экспертных миссий, которые наверняка скажут, что закон не соответствует праву ЕС. А в декабре, исходя из этого вывода – провалить безвизовые перспективы Киева.

Но в Брюсселе – при большом желании – могут и умеют работать вопреки стандартным правилам. И "Европейская правда" призывает именно к этому.

У Томбинского есть возможность встретиться с Порошенко и попросить его одуматься.

И напомнить прописную истину о том, что для отмены виз нужны не названия, а содержание законов. Конечно, для этого ЕС понадобится провести экспертизу принятого проекта, переведя его на английский. Но время еще есть.

И если будет подтверждено несоответствие европейскому праву (и, соответственно, Соглашению об ассоциации), Брюссель ДОЛЖЕН нажать на Порошенко, чтобы тот ветировал принятые нормы.

В этом случае у нас еще будет шанс на успех. До декабря парламент еще может принять закон с президентскими предложениями (а по сути – с правками ЕС). И комитет Андрея Кожемякина в этом случае не будет иметь возможности снова вычеркнуть те нормы, которые в "Батькивщине" считают особенно опасными.

P.S. Я сознаю, что это требование должно быть адресовано самому Порошенко. Чтобы он сам проконсультировался с европейцами. Чтобы о безвизовом режиме для украинцев беспокоилась украинская власть, а не только европейские дипломаты.

Но новейшая история научила не верить в такую возможность. К сожалению.

Поэтому ключ – снова в руках Запада. Либо Европа простит нам невыполнение очередного обещания, либо заставит нас его выполнить. Потому что иначе останется третий вариант – провал безвизовых надежд.

 

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

 

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.