Идеи из Рады. Опасности пленарной недели: платные дороги, мусор и защита имущества

Понедельник, 21 декабря 2015, 13:06 — Остап Семерак, народный депутат

"Европейская правда" вместе с Парламентской экспертной группой по вопросам евроинтеграции (ПЭГ) запускает новый проект.

Накануне каждой пленарной недели эксперты ПЭГ будут анализировать, соответствуют ли законопроекты, которые планируется внести на рассмотрение "под купол", Соглашению об ассоциации. Ведь мы все хорошо понимаем, что нельзя интегрироваться в европейское пространство и выполнить Соглашение, пренебрегая нормами европейского законодательства и нашими обязательствами перед партнерами.

На этот раз об аналитике ПЭГ – в колонке первого заместителя главы комитета ВР по вопросам евроинтеграции Остапа Семерака.

* * * * *

Соответствие новых законов Соглашению об ассоциации должно стать нормой в парламенте. Ведь до сих пор, к сожалению, Рада время от времени принимала документы, которые противоречат нашим обязательствам. На ближайшей сессионной неделе парламент рассмотрит сразу несколько законопроектов, которые не выдержали испытания на "европейскость".

Итак, в первом чтении планируется рассмотреть:

Законопроект № 2724 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания Государственного дорожного фонда Украины".

Фактически предлагается создание Государственного дорожного фонда в составе специального фонда государственного бюджета Украины. Этот фонд должен аккумулировать средства, выделенные в госбюджете на строительство и ремонт дорог, а также именно сюда будут поступать средства от акцизного налога, ввозной пошлины, страхования, платы за проезд автомобильными дорогами и тому подобное.

Вопрос взимания оплаты за пользование дорогами напрямую касается выполнения обязательств по Соглашению.

Речь идет об имплементации Директивы 99/62/ЕС от 17 июня 1999 года "О взимании платы с грузовых транспортных средств за использование определенных инфраструктур", в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.

Мининфраструктуры еще в 2014 году разработало законопроект по имплементации настоящей директивы, в котором говорится о взимании платы с грузовиков весом от 12 тонн. Однако ни в документе министерства, ни в законопроекте №2724 вопрос весового контроля не решен.

Директива ЕС, в частности, определяет как минимальные, так и максимальные размеры оплаты за пользование автомобильными дорогами в зависимости от вида транспортного средства (учитывается экологический стандарт транспортного средства), количества прицепов и массы.

Проанализировав европейские размеры оплаты, можно сказать, что Директивой 99/62/EC устанавливаются меньшие размеры оплат за малотоннажные и экологически чистые автомобили (в ЕС внедрена система стандартов ЕВРО-1, ЕВРО-2 и т.д.).

В предложенном Раде законопроекте такой экономический стимул не прослеживается.

Еще одно отличие - согласно статье 2 Директивы автодороги, за которые взимается оплата, должны отвечать определенным требованиям по разграничению и количеству полос, непересечению с другими дорогами и тому подобное. В законопроекте вообще не указаны требования относительно автомобильных дорог, за проезд по которым может взиматься плата.

Хотя некоторые положения законопроекта, по сути, направлены на имплементацию Директивы 99/62/EC, недостаточная его детализация может привести к тому, что эффективность будет зависеть от имплементации положений подзаконных нормативно-правовых актов, которые впоследствии будут приняты Кабмином.

Это противоречит положениям Директивы ЕС, поскольку она предусматривает взыскание платы на условиях, которые не создают помех участникам движения.

Кроме того, включение средств Моторного (транспортного) страхового бюро Украины в государственный дорожный фонд противоречат одному из базовых принципов осуществления деятельности страховщиков в Украине и европейской практике.

Еще более серьезные замечания есть у экспертов к законопроекту № 1797-1 "О страховании".

В Европейском Союзе ситуация на этом рынке регулируется несколькими директивами Европейского парламента, основная из которых – 2009/138/ЕС.

По Соглашению об ассоциации у Украины есть обязательства по имплементации положений настоящей Директивы в течение 4 лет с даты вступления в силу Соглашением. В законопроекте № 1797-1 учтены лишь некоторые базовые ее положения.

Так, в части установления условий для получения лицензии в законопроекте не учтены требования статьи 18 Директивы, предусматривающей, что государство-член должно требовать от всех страховых предприятий, которые намерены получить лицензию, ограничить свою работу  страховой и сопутствующей деятельностью, исключив любую коммерческую.

Что касается установления требований к договору страхования, то по европейским принципам страхователям, которые заключают индивидуальный договор страхования жизни, должен быть предоставлен период времени от 14 до 30 дней с даты подписания для его расторжения без каких-либо негативных последствий для страхователя.

Минимум 8 пунктов данного законопроекта, регулирующих деятельность страховщиков и определяющих их ответственность перед клиентом, полностью противоречат Директиве, в частности, о введении процедур предоставления клиентам и другим заинтересованным лицам возможности подавать жалобу на страхового посредника.

На наш взгляд, законопроект нельзя принимать к рассмотрению и следует вернуть авторам на доработку.

Дополнительное замечание – согласно ст. 11 законопроекта обязательным требованием для осуществления страховой деятельности определяется участие в саморегулируемой организации страховщиков, в то время как условиями получения лицензии в соответствии с Директивой 2009/138/ЕС не предусмотрено обязательное участие в определенном объединении с целью представления интересов.

Эта норма проекта содержит коррупционные риски.

Отдельно стоит остановиться на анализе проекта закона №2950

"О внесении изменений в закон Украины "Об отходах" (относительно обращения с опасными отходами)".

Подчеркиваю, что и комитет по вопросам евроинтеграции, и эксперты ПЭГ не дают документу положительного заключения.

Напомним, Соглашение об ассоциации предусматривает обязательства Украины по имплементации Директивы 2008/98/ЕС в течение 3-5 лет.

За это время должно быть создано национальное законодательство, которое предусматривает создание уполномоченного органа, установление механизма полного покрытия расходов в соответствии с принципом "загрязнитель платит", внедрение разрешительной системы для учреждений/предприятий, осуществляющих операции по удалению или утилизации отходов, введение реестра учреждений и предприятий, осуществляющих сбор и транспортировку отходов, и др.

Законопроектом предлагается разделить все опасные отходы на четыре класса по степени их вредного воздействия на окружающую среду и на жизнь и здоровье человека. Вместе с тем Директивой устанавливается, что классификация отходов как опасных должна базироваться, среди прочего, на законодательстве Сообщества о химических веществах. Соответственно, в решении Комиссии 2000/532/ЕС предусмотрено 13 категорий опасных веществ.

В проекте закона не отражен запрет смешивания опасных отходов и требование относительно маркировки опасных отходов, а также их специального транспортировки и утилизации.

Достаточно опасным с точки зрения гражданских прав и свобод выглядит

законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усиления защиты прав на недвижимое имущество" №1385.

Авторы документа хотят усиления ответственности за случаи незаконного проникновения в законное владения лица, в частности жилье.

Впрочем, в документе есть проблема с определением этого "проникновения". В частности, часть 1 статьи 162 наряду с такими случаями "незаконного проникновения", как "осмотр, обыск и выселение", предлагает рассматривать также "другие незаконные действия, которые нарушают неприкосновенность владения лица или ограничивают ее возможности использовать такое владение".

Это очевидно не согласуется с принципом определенности норм материального уголовного права и является нарушением требований статей 6 (право на справедливый суд) и 7 (никакого наказания без закона) Европейской Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.

 

Автор: Остап Семерак,

первый заместитель председателя
комитета Верховной рады по вопросам европейской интеграции

Публикация базируется на материалах Парламентской экспертной группы (ПЭГ)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: