Зачем Украине соглашение ВТО о госзакупках – о чем не рассказали депутатам

Четверг, 17 марта 2016, 11:30 — Юрий Панченко, Европейская правда

Немного #перемоги в ленту – 16 марта Верховная рада наконец приняла закон "О присоединении Украины к Соглашению о государственных закупках".

Почему это важно? Присоединение Украины к Соглашению ВТО о государственных закупках, заключенному еще в 1994 году – очередной шаг в сторону интеграции страны в цивилизованное торговое пространство.

Стоит отметить, что, в отличие от базовых соглашений ВТО, которые должны выполнять все страны-члены организации, соглашение о госзакупках является "более ограниченным". К нему присоединились лишь 43 страны. Однако среди них: ЕС, США, Канада и Япония – все ведущие экономики мира. Именно поэтому присоединение к этому клубу важно для Украины.

Не последний аргумент – при вступлении в ВТО в 2008 году Украина взяла на себя обязательство присоединиться к соглашению о госзакупках. Хотя дедлайнов, когда мы должны были выполнить такое обязательство, установлено не было, по факту нашей стране понадобилось почти восемь лет на выполнение этого обязательства.

Но ключевой вопрос в другом – какой экономический эффект в действительности будет иметь этот шаг?

"Принятие закона и реализация в дальнейшем положений Соглашения ВТО обеспечит основы для открытия рынков государственных закупок стран-участниц Соглашения для участия поставщиков товаров и услуг в закупках; повысит уровень конкурентоспособности Украины на международных рынках и будет способствовать росту объемов отечественного экспорта; создаст имидж страны, которая реализует в сфере государственных закупок лучшие международные стандарты", – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В Министерстве экономического развития и торговли акцентируют на открытии для украинского бизнеса нового большого рынка.

"Для украинского бизнеса открылись рынки госзакупок 48 стран общим объемом $1,7 трлн!!! Большая работа Public Procurement Office успешно завершилась!" – пишет в Facebook заместитель министра экономразвития Максим Нефьодов.

#перемога і #миздобули 2!День прориву прямо. 248 голосами Verkhovna Rada ратифікувала угоду WTO GPA. Для українського ...

Опубликовано Max Nefyodov 16 марта 2016 г.

Впрочем, открытие рынка еще не означает, что украинский бизнес в ближайшее время сможет на нем закрепиться.

"Это, безусловно, позитивный шаг, который открывает для украинского бизнеса новые возможности в средне- и долгосрочной перспективе. Однако для выхода на мировые рынки госзакупок украинские компании должны вложиться в свою конкурентоспособность, в то время как в ближайшей перспективе эти деньги привлечь им вряд ли удастся", – уверен исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Конечно, если даже одна украинская отрасль сумеет быстро адаптироваться на новом рынке (чаще всего в этом контексте говорят об IT-секторе), это станет толчком и для других. Однако легкого пути на зарубежные рынки госзакупок не будет.

В этом контексте очень радует, что в министерстве уже стартовала специальная программа помощи бизнесу в выходе на иностранные рынки госзакупок. Хотя такая подготовка требует времени, стратегически это правильный шаг.

Но есть и другой аргумент в пользу присоединения к Соглашению о государственных закупках, о котором в правительстве умалчивали (возможно, чтобы не напугать депутатов перед голосованием))).

Дело в том, что украинские товары и раньше могли участвовать в госзакупках за рубежом. Так же, как украинские органы власти и госпредприятия покупали иностранное оборудование – особенно если не было отечественных аналогов.

Суть соглашения – в запрете дискриминации при госзакупках.

Другими словами – при закупках, которые осуществляет французское или немецкое министерство, украинские производители не будут дискриминироваться в пользу "национальных производителей".

Но это же означает и невозможность предоставления специальных условий для украинских производителей при госзакупках, которые происходят у нас!

И это, пожалуй, самая главная #перемога. Ведь рынок госзакупок до сих пор оставался полем непрозрачных схем и лоббирования (хотя здесь стоит напомнить еще одну победу среды – поддержание премьер-министром регламента Системы электронных государственных закупок ProZorro).

Мощное промышленное лобби в парламенте постоянно поднимало вопрос о необходимости "защиты национального производителя", имея в виду лишь избранные предприятия.

Но на самом деле такая поддержка означала лишь то, что условия конкурса госзакупок часто устанавливались таким образом, что в них побеждали нерыночные предложения. Как следствие – государство переплачивало и до сих пор переплачивает при государственных закупках, а у украинских производителей не было стимулов для модернизации.

"Присоединение к соглашению станет сверхмощным ударом по украинскому лоббизму", –

такое мнение неофициально ЕвроПравде неоднократно приходилось слышать в контексте присоединения к Соглашению ВТО.

Именно поэтому, чтобы не терять возможности для такого лоббирования, Украина так долго и не ратифицировала Соглашение ВТО.

Но теперь, после 8-летнего опоздания, возможностей для манипуляций становится меньше. И именно это – главная победа.

 

Автор: Юрий Панченко,

редактор "Европейской правды"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.