Двойное гражданство: что подсказывает Украине европейский опыт

Пятница, 15 июля 2016, 16:15 — , Global Ukraine

Вопрос двойного гражданства время от времени становится топ-темой в Украине. А соответственно – актуальность этого вопроса не исчезает.

При этом, наблюдая за активными дискуссиями в информационном поле Украины относительно двойного гражданства, складывается впечатление, что украинские политики, политтехнологи и журналисты из разных СМИ никогда в жизни не читали закон Украины по вопросам гражданства.

Для начала стоит отметить, что законодательство Украины не содержит запрета относительно двойного гражданства или возможности иметь второе гражданство.

Статья 4 Конституции Украины гласит: "В Украине существует единственное гражданство", а п.1 статьи 2 закона "О гражданстве Украины" детализирует принцип единственного гражданства, закрепленный в Конституции:

  • Отдельные административно-территориальные единицы (области, Автономная республика Крым) не могут иметь своего гражданства;
  • Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины;
  • Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

С юридической точки зрения,

если в Украине "существует единственное гражданство" и не признается двойное гражданство, это ни в коем случае не может означать, что в Украине двойное гражданство запрещено.

Это означает только то, что в своих отношениях с государством все граждане, которые получили второе гражданство, признаются только гражданами Украины. Точка.

Конституционное положение о принципе единства гражданства призвано обеспечить единый правовой статус для всех граждан Украины независимо от того, где они проживают и где находятся в данный момент.

Но и это не является запретом на двойное гражданство в Украине.

При этом законодательство Украины предусматривает возможность прекращения или утраты украинского гражданства.

Решение о прекращении гражданства принимается указом президента Украины (ст. 22 закона) на основании решения комиссии по вопросам гражданства (ст.23), принятого по ходатайству специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданства (ст.24) или по представлению об утрате лицами гражданства Украины МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями (ст.25).

Ст. 19 закона предусматривает также случаи, когда такое лишение невозможно. А именно в случае:

  • Одновременное приобретения ребенком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства;
  • Приобретения ребенком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей-иностранцев;
  • Автоматического приобретения другого гражданства вследствие бракосочетания с иностранцем;
  • Автоматического приобретения гражданином Украины, достигшим совершеннолетия, другого гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства.

При этом примеры применения данной процедуры неизвестны.

Фактически данная норма стала "мертвым" положением закона и просто используется как "страшилка" о запрете двойного гражданства, никак юридически не подкрепленного, потому что эта норма касается прекращения или утраты украинского гражданства, но не запрета двойного гражданства.

Приведу один пример, чтобы проиллюстрировать эту смешную законодательную путаницу: если невозможно лишить украинского гражданства человека, который автоматически получил другое гражданство вследствие брака с иностранцем, тогда как это вписывается в ложный аргументарий "запрета двойного гражданства"?

С другой стороны, ст. 9 закона "О гражданстве Украины" предусматривает среди условий для принятия в гражданство Украины необходимость представления декларации об отсутствии иностранного гражданства (для лиц без гражданства) или обязательство прекратить иностранное гражданство (для иностранцев).

Что же касается прав граждан Украины, имеющих иное гражданство, то, согласно ст. 20 закона, гражданин Украины, который сам не прекратил свое украинское гражданство или не утратил украинское гражданство по указу президента Украины о прекращении гражданства Украины пользуется всеми правами и несет все обязанности гражданина Украины.

Исходя из того, что эта украинская законодательная путаница и ее общественная интерпретация нуждаются в корректировке, мы решили проанализировать зарубежный опыт признания или запрета двойного гражданства.

Что же до конкретных деталей реализации института двойного гражданства на практике, то его узаконивание – общая тенденция стран ЕС.

Сегодня страны Европы в вопросе двойного гражданства делятся на четыре группы.

Самая многочисленная из них (18 стран) разрешает двойное гражданство всем, вторая и третья группы (вместе это 13 стран) позволяют с определенными ограничениями.

И только три страны ЕС запрещают двойное гражданство в любых его проявлениях – это Австрия, Литва и Эстония.

Следовательно, законодательство ЕС не предусматривает обязательство закрепления двойного гражданства.

Стоит рассмотреть то, каким образом гражданство закреплено в законодательстве наших ближайших соседей: Латвии, Польши и Чехии.

Поправки, которые вступили в силу с 1 октября 2013 года в Латвии, предусматривают возможность сохранения латвийского гражданства для граждан, получивших гражданство другой страны-участницы ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли или НАТО, а также Австралии, Бразилии, Новой Зеландии.

Возможность иметь двойное гражданство получили и лица, которые получили гражданство другой страны, с которой Латвия заключила договор о признании двойного гражданства. Гражданство Латвии смогут сохранить и лица, которые ранее получили гражданство неназванных стран, при условии получения разрешения латвийского Кабинета министров.

С 15 августа 2012 года Польша разрешила двойное гражданство и упростила предоставление его иностранцам. Новый закон отменил правило, согласно которому каждый, кто хотел получить польское гражданство, должен был отказаться от своего предыдущего. Также и Чехия с 1 января 2014 года разрешила двойное гражданство.

Эстония как страна, которая слишком оберегает свою независимость, запрещает двойное гражданство. Однако оно существует.

Граждане, которые получили гражданство Эстонии по рождению, не могут быть его лишены (ч. 3 ст. 5 закона о гражданстве). Это позволяет им, на законных основаниях, иметь двойное гражданство, хотя фактически законом это запрещено.

А с 1 января вступила в силу поправка к законодательству Эстонии, которая позволяет детям неграждан с рождения получать эстонское гражданство. Дети смогут иметь двойное гражданство до 21 года, после чего от одного на выбор нужно отказаться.

Украина может реализовать институт двойного гражданства, применяя несколько методов, что лишь увеличивает шансы на успешные законодательные изменения.

Первый – это исключение из закона положений, ограничивающих возможность наличия второго гражданства для иностранцев, которые хотели бы получить украинское гражданство.

Второй – это применение селективного подхода, как это сделала Латвия.

В частности, формально разрешить двойное гражданство для лиц, которые:

  • Приобрели гражданство государства-члена Европейского Союза или Европейской ассоциации свободной торговли;
  • Приобрели гражданство страны-члена Организации Североатлантического договора;
  • Приобрели гражданство страны, с которой Украина заключила договор о признании двойного гражданства;
  • Приобрели гражданство стран, которые не описаны в п. 1, 2 и 3, но получили разрешение сохранить гражданство Украины по решению Кабинета министров Украины, принятому в соответствии с национальными интересами.

Или же ввести отдельную статью о двойном гражданстве.

Стоит отметить, что до сих пор ключевым аргументом против двойного гражданства было опасения распространения на территории Украины лиц со вторым российским гражданством.

Стоит признать: такая угроза действительно существует. Даже несмотря на то, что двойное гражданство формально запрещено в РФ.

Однако с этой угрозой столкнулась не только Украина. В частности, другие восточноевропейские страны также должны учитывать эту угрозу в своей политике в отношении двойного гражданства.

При этом они нашли "противоядие" – ведь изложенные выше ограничения делают невозможным двойное, с российским, гражданство.

Разобравшись в законодательных инициативах, необходима публичная дискуссия относительно возможностей двойного гражданства, а также привлечение ведущих экспертов и ученых для проработки всех преимуществ и недостатков введения этого института в Украине.

При этом мнение рядовых граждан Украины по вопросу двойного гражданства не имеет единой четкой линии. Одни всецело поддерживают "дополнительное" гражданство, видя его многочисленные преимущества, другие такую возможность категорически отвергают.

К сторонникам двойного гражданства относится преимущественно украинская молодежь, люди среднего и пожилого возраста с опаской смотрят на эту перспективу.

Хотелось бы напомнить опыт еще одной близкой нам страны, хотя она и находится не в Европе. Это Канада, которая очень успешно использует этот инструмент для усиления развития собственного интеллектуального капитала.

Канада признает двойное гражданство и при предоставлении своего гражданства не требует от новых граждан отказа от других гражданств.

Например, граждане Украины, которые переехали в Канаду на постоянное место жительства, по окончании установленного срока и при определенных условиях могут получить канадское гражданство. При этом им не нужно отказываться от украинского гражданства. То же самое касается граждан других стран.

Христя Фриланд, министр международной торговли Канады, прямо заявила недавно: "Задача Канады – стать лучшей и самой простой страной для переезда, жизни и работы для умных людей со всего мира". В том числе и для украинцев.

Способна ли Украина поставить себе такую амбициозную цель и реализовать ее?

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: