Экономика турецкого кризиса. Кто выиграет и кто проиграет от смены курса Анкары

Понедельник, 25 июля 2016, 09:35 — Виталий Шапран, Украинское общество финансовых аналитиков

События в Турции стали неожиданностью для большинства аналитиков, чиновников и бизнеса. Молниеносное развитие событий в рамках попытки военного переворота спровоцировало острую динамику на фондовом и валютном рынке Турции, но из-за скоротечности событий почти не затронуло регион.

Тем не менее, риски для Черноморского региона остаются серьезными, и в числе первых в очереди на негативный эффект стоят Украина и ЕС.

Прежде всего, что представляет из себя турецкая экономика? 

ВВП Турции в 2015 году составлял примерно $740 млрд. По покупательной способности ВВП Турции в 2015 году оценивался в $1,589 трлн, это 18-е место в мире, что не так уж и плохо.

По уровню ВВП на душу населения Турция была на 86-м месте с показателем $20,4 тыс. на человека, это почти в три раза больше, чем в Украине.

Немаловажно, что в последние три года экономика Турции резво росла: 2015 год +3,8%, 2014 год +2,9%, 2013 год +4,2%.

Из плохого можно отметить, что из 29 млн трудоспособного населения 1,2 млн турок работали за рубежом, безработица в стране была определенно выше 10%, а за чертой бедности, по разным оценкам, находилось около 15-20% населения.

Бюджет 2015 года у Турции был дефицитным, дефицит составлял 1,7% ВВП, что не катастрофично, если не учитывать его хронический характер. Госдолг Турции к ВВП колеблется в диапазоне 35-40%, что, в принципе, немного, даже в сравнении с Германией, и тем более с Грецией или Италией.

Валютная подножка

А вот что действительно плохо - так это хронический и застарелый торговый дефицит Турции. В 2015 году этот дефицит составил $32,13 млрд, в 2014 году - $43,55 млрд.

В прошлом Турция постоянно компенсировала торговый дефицит притоком инвестиций, но с каждым годом это делать все сложнее. За 2015 год золотовалютные резервы страны упали со $127,3 до $118,3 млрд.

Как Турция будет удерживать лиру в условиях хронического дефицита и рисков военного переворота - непонятно.

Более того, сегодня это одна из самых больших уязвимостей Турции, и ее власти пока не имеют рационального ответа на этот вопрос.

Риски разбалансирования экономики по причине девальвации Турция в прошлом переживала уже не раз. Кризисная спираль вполне может начать свое развитие именно с девальвации лиры.

С другой стороны, турки знают слабые места своей экономики, поэтому первая реакция на попытку переворота произошла на валютном рынке и, к слову сказать, она еще не закончилась.

Если 14 июля вечером рынок спокойно закрылся на уровне 2,87 лиры за доллар, то уже 15 июля цена закрытия составила 3,01, 19 июля - 3,04, а 20 июля был поставлен рекорд в 3,0898 лиры за доллар, что является историческим минимумом за последние 5 лет.

Думаю, что девальвация на уровне 7,5-8% турецкой лире не повредит и будет очень полезной для выравнивания торгового баланса.

Но центральный вопрос для турецких финансов - не произойдет ли дальнейшая эскалация процесса девальвации.

Как показывает опыт многих стран, включая Украину, в стрессовых условиях очень трудно делать девальвацию управляемой. Со всеми сопутствующими последствиями для экономики.

Эскалация изменит целый регион

Если в Турции события будут развиваться по сирийскому сценарию, а такое вполне вероятно, и власти страны признают, что риски переворота все еще остаются высокими, то это поменяет геополитический ландшафт не только Черноморского, но и Ближневосточного региона.

При этом, хотя достоверные доказательства на счет участия российских спецслужб в попытке переворота отсутствуют, но именно РФ беспорядки в Турции крайне выгодны.

 Кроме как через Турцию иранский газ в Европу никак не может попасть, все альтернативные проекты транспортировки могут быть только по дну Черного или Средиземного морей, что удорожает строительство и транспортировку, а также оттягивает эффект от попадания иранского газа на рынки ЕС.

Если посмотреть на карту, то видно, что на юге граница Турции проходит с Сирией и Ираком. Транспортировка газа по маршруту Иран-Ирак-Сирия при нынешней военной ситуации в регионе выглядит фантастикой. Еще более фантастическим является маршрут Иран-Ирак-Израиль.

 Учитывая, что Иран по разведанным запасам газа - второй в мире, иранский газ может очень сильно сбить стоимость газа в ЕС. Это, в свою очередь, чревато тотальными убытками для России, которая имеет большую себестоимость добычи и транспортировки.

Экономически РФ сегодня, как никто другой, заинтересована в том, чтобы сделать невозможным строительство любых газопроводов в направлении ЕС.

При этом большая часть стран региона кровно заинтересована в стабильности Турции, и интересантом номер один является исламский Иран, которому прежде чем строить мощности по добыче газа внутри страны, нужны гарантии возможности его транспортировки в ЕС.

Очень даже за иранский газ в своих трубах Болгария, Румыния и Украина, для которых диверсификация поставок будет означать конец диктату газового крана РФ в регионе.

Напомню, что Турция с 1952 года является членом НАТО и военные операции на территории этой страны в любой форме для РФ в ее нынешнем положении неприемлемы. Не знаю, был ли след РФ в попытке переворота, но могу сказать точно: в Кремле с очень большим вниманием наблюдали за событиями в Турции и, возможно, были бы очень рады, если бы в стране начался хаос и беспорядки.

Тут стоит уточнить - с точки зрения экономики Москве нужен не сам переворот с жесткой военной диктатурой во главе, а именно переворот с последующим хаосом.

Такой сценарий отложил бы проблемы газовой и нефтяной отрасли РФ, и дал бы еще пожить Газпрому и Роснефти 5-7 лет сверх отведенного конъюнктурой мирового рынка энергоносителей срока.

Впрочем, не будем торопиться, турки - народ достаточно эмоциональный, и история с переворотом далеко еще не закончена.

Россия ради и менее важных экономических вопросов ввязывалась в проблемные истории с силовыми сценариями.

В свою очередь, турецким властям и оппозиции нужно приложить максимум усилий, чтобы не допустить сирийского сценария на юге и востоке страны, поскольку такое развитие событий не предусматривает никакой экономической жизни.

 

Автор: Виталий Шапран,

член исполкома
Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.