Фактор Саакашвили: когда Украина не понимает Грузию и почему это вредит обеим странам

Вторник, 2 августа 2016, 12:05 — Линкольн Митчелл, Колумбийский университет
Фото з твіттера @shmelneg

В "Европейскую правду" прислали колонку американского исследователя Линкольна Митчелла, который занимается проблемами нашего региона. Во время визитов в Украину и в Грузию он пришел к довольно неожиданному выводу.

"Неожиданного" – из-за того, что об этой проблеме в Украине предпочитают не говорить.

Хотя для Грузии она не является чем-то новым; журналистам "Европейской правды" не однажды и не дважды приходилось слышать упреки грузинских коллег.

Мы публикуем перевод позиции Митчелла на русский и готовы предоставить слово также другой стороне. Ведь отношения Киева и Тбилиси, особенно сейчас, когда у нас есть общий враг – это точно не то, чем стоит рисковать. И если проблема есть, то лучше ее обсудить, прояснить и снять, чем пытаться замалчивать.

* * * * *

Даже недели, проведенной в Грузии и в Украине, достаточно, чтобы увидеть сходство проблем перед двумя странами.

Обе стремятся укрепить уровень демократии и свою связь с Западом, в частности с ЕС и НАТО. И Украина, и Грузия до сих пор преодолевают последствия недавней российской агрессии, а часть территории до сих пор оккупирована или разрушена Москвой.

И в то же время есть интригующие, а порой даже тревожные различия этих стран, которые не всегда попадают во внимание.

Наиболее поражает то, что большинство грузин, особенно представители прозападного большинства, искренне желают успеха Украине в реформировании и интеграции с Западом.

Более того, они считают, что руководство Украины – преимущественно на правильном пути. На конференции "Европейский путь" в Батуми, где я присутствовал, поддержка этой оценки была по сути единогласной.

И здесь есть различие с тем, как в Украине относятся к Грузии и к событиям в этой стране. Многие считают, что Грузией руководят в какой-то мере пророссийские силы, у которых нет искреннего стремления сблизить Грузию с Западом.

Хотя такое отношение не является слишком неожиданным - достаточно разбираться во внутренней политике обеих стран и учесть "фактор Саакавшвили".

Ведь известно, что бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, который потерпел сокрушительное поражение на парламентских выборах в 2012 году, закончил свой срок в 2013 году и потерял поддержку соотечественников, в Украине вернулся в политику.

И поэтому украинцы знают новейшую грузинскую историю по версии Саакашвили, согласно которой он является антироссийским героем, который уничтожил коррупцию и принес в страну демократию, а после – проиграл команде Бидзины Иванишвили, которого Саакашвили называет "российским олигархом".

И хотя эта версия имеет ограниченное совпадение с реальностью, она широко воспринимается в Украине, особенно – в прозападных кругах.

Политический успех Саакашвили и его команды в Украине (несмотря на то, что он находится в розыске в родной Грузии) – сбивает с толку, а также несет плохие последствия для обеих стран.

Грузия и Украина должны быть естественными союзниками, должны совместно противодействовать российской агрессии и ускорить интеграцию друг друга в ЕС и НАТО. У них должна быть возможность учиться друг у друга, делиться реальным, а не политически мотивированным опытом.

К примеру, Украине действительно стоит перенять опыт Саакашвили по радикальному снижению уровня коррупции или о создании широкого прозападного консенсуса в Грузии.

Но так же важно, чтобы Киев понял: ограничение свободы слова и собраний, преследование и запугивание политической оппозиции, особенно такое, что было в последнюю пятилетку правления Саакашвили – помешали Грузии и привели к откату в ее интеграции с Западом.

Возможно, это не так заметно из Киева, но Грузия и сейчас делает шаги в направлении Евросоюза и НАТО.

Как и Украина, Грузия подписала соглашение об ассоциации с ЕС в 2014 году. Это произошло под руководством коалиции "Грузинская мечта", которые стали преемниками Саакашвили. Грузия вполне может получить безвизовый режим для своих граждан в 2016 году. И хотя стремление Грузии к полноправному членству в ЕС не будут реализовано в ближайшее время, в Грузии есть многопартийный консенсус по поводу этой цели, и большая часть страны продолжает работать над ней.

Это не осталось без внимания европейских лидеров. И это те же европейские лидеры, которые хотят видеть успех Украины в противодействии российской агрессии.

Для большинства европейских и американских дипломатов и лиц, принимающих решения, является аксиомой то, что нынешнее грузинское правительство – прозападное.

Когда Украина ставит под сомнение это, она рискует дистанцироваться от многих людей в Европе, Северной и Южной Америке а также – в Грузии, в стране, которая больше всего хочет вам помочь.

Грузия и Украина здесь не являются конкурентами.

Когда НАТО и ЕС в конце концов будут готовы к расширению, там будет достаточно места для обоих государств. Сейчас, работая вместе, они могут координировать усилия и использовать стратегии, которые будут выгодны для обеих стран.

Но это может оказаться невозможным, если в Киеве будет создан искаженный имидж Грузии, а также если отношения двух стран окажутся отравлены политическими амбициями губернатора Одессы, который пытается сформировать политическую партию в Украине, и одновременно – обещает свое триумфальное возвращение в Грузию.

К сожалению, это именно то, что происходит в последнее время.

 

Автор: Линкольн Митчелл,

ученый-исследователь Института исследования войны и мира Колумбийского университета,
аналитик в вопросах американской политики и Евразии,

для "Европейской правды"


Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.