Культурные проекты, которые могут оживить экономику: европейский опыт

Понедельник, 3 апреля 2017, 09:43 — Рагнар Сиил, программа ЕС "Культура и креативность"
Эстонский город Раквере. Фото hiveminer.com

"Европейская правда" публикует авторскую колонку Рагнара Сиила, специалиста по культурным и креативным индустриям, который объясняет, как это работает в ЕС, а также рассказывает об успешном опыте Эстонии и рекомендациях Украине, разработанных в рамках программы ЕС "Культура и креативность", направленной на страны Восточного партнерства.

ЕП выражает благодарность Вестнику Представительства ЕС в Украине, в сотрудничестве с которым был подготовлен данный материал.

* * * * *

Культура – это источник экономического роста

Политикам стоит относиться к культурному сектору не как к развлечениям, а как к потенциалу для создания новых рабочих мест. Согласно нашим отчетам, культура прибавляет ценности другим сферам, таким как туризм и бизнес.

Культура помогает улучшить условия жизни.

Контрпример: типичные постсоветские города создают впечатление, что самое важное в них – не люди, а машины. Людей вытолкали на обочину, в подземные переходы. Но культура переосмысливает города. Художники могут дать новую жизнь заброшенным промышленным и военным зданиям, как это сделали на Арт-заводе Платформа.

Такое переформатирование очень популярно в городах вроде Таллинна, Ливерпуля, Мадрида или Барселоны.

Искусство может поднять цены на недвижимость.

Иногда это имеет и обратный эффект: художники трансформируют заброшенные зоны, но цены могут вырасти настолько, что жить в них становится слишком дорого, и они уходят. Это так называемый "эффект Сохо", по названию района в Нью-Йорке, где произошел именно такой процесс.

Культура – это та площадка, которая объединяет людей. Сейчас многие европейские страны, например Эстония, создают в библиотеках интеграционные программы для мигрантов, где они могут посещать культурные события, языковые курсы или группы поддержки.

Культура – это весомая доля ВВП

Креативные компании занимают около 4,5% экономики ЕС. Это довольно много.

Но еще есть креативная экономика, которая означает использование культуры для улучшения бизнеса в других секторах: например, дизайн важен в автоиндустрии, но точно вычислить его "вес" в автомобильной продукции невозможно.

Так что можем только говорить, что экономическое влияние культуры значительно больше, чем 4,5%.

Приведу такой пример: город проводит фестиваль. Доходы от него (а также заработные платы привлеченных работников) учитываются в рамках креативных индустрий.

Эти прибыли могут быть незначительными в масштабах экономики в целом. Но благодаря тому же фестивалю тысячи туристов могут посетить город, будут есть в местных ресторанах, покупать в магазинах, пользоваться транспортом, жить в гостиницах. Эти доходы уже не учитываются в культурных и креативных индустриях, но, по сути, именно фестиваль генерирует миллионные прибыли для города.

В этом и разница между прямым и косвенным влиянием культуры.

Культурные проекты могут стать чуть ли не градообразующими

Всегда рассказываю о Раквере, 15-тысячном эстонском городе, в котором я родился. Местное правительство годами инвестировало в культурные проекты, и теперь это – один из самых известных городов Эстонии. Власти выделили средства для дизайна центральной площади, создав дизайнерское безумие с большими "грибами" вокруг. Площадь стала настолько популярной, что местным властям удалось собрать средства с расположенных на ней предприятий и инвестировать в строительство.

Чтобы привлечь больше туристов, местная власть всегда прибегает к необычным идеям.

Раквере известен своим фестивалем народной музыки, а они превратили его в панк-фестиваль. В течение двух дней тысячи людей ходили по городу в кожаной одежде.

Как-то выходец из Раквере стал известным сумоистом, и город подал заявку на проведение чемпионата по сумо. Это был второй раз за всю историю, когда мировой чемпионат по сумо прошел не в Японии.

Такие безумные идеи привлекают внимание и инвестиции. Они могут открыть небольшой город миру.

У нас есть рекомендации и для Украины

Наши эксперты изучили украинское законодательство и дали рекомендации по созданию современных систем музеев и культурного наследия (которые сейчас просто отсутствуют). Часть рекомендаций касается совершенствования управленческих навыков. Мы увидели много недостатков в управлении музеями (программы, коммуникации, продажи). Это стоит совершенствовать.

Для решения этих проблем необходима реформа музейного законодательства. В музеях нужно ввести четкие правила, в частности по назначению директоров.

Также Украине следует инвестировать в оцифровку культурного наследия.

На уровне музеев следует проводить обучение персонала.

Работники хорошо знают свое дело, но им порой не хватает управленческих навыков или понимания того, как привлекать аудиторию. Необходимо привлекать молодежь, разрабатывая интересные программы, интерактивные мероприятия, эффективную рекламу.

Музеи должны начать предлагать качественные услуги, их деятельность не должна сводиться только к продаже билетов; требуется сотрудничество с бизнесом и туристическими организациями.

Эстония прошла через это 15 лет назад. Ключевым было изменение отношения. Почти все культурные институции Эстонии теперь управляются бизнес-менеджерами.

В прошлом году эстонские музеи посетили 3,5 миллионов человек, и это при том, что в стране всего 1,3 миллиона жителей.

Эстонский морской музей в Таллинне ежегодно посещают 420 тысяч человек, а в городе живет только полмиллиона. Хотя полный билет стоит 14 евро, а это достаточно дорого. Но если инвестировать в услуги и инновации, люди захотят приходить и будут платить относительно большую цену. Доходы затем снова инвестируют в совершенствование услуг, чтобы привлечь и новых, и старых посетителей.

В Украине все иначе: у музеев нет средств на рекламу и улучшение услуг, люди к ним не ходят, цены на билеты остаются низкими.

А музеи не получают прибыли, им не из чего инвестировать.

Какие могут быть рецепты создания прибыльных проектов?

Не так важно иметь прибыль, как влияние. Если твой проект действительно что-то меняет, он станет прибыльным. В Украине также есть бизнесмены, готовые инвестировать в креативные инициативы, поэтому дело не в деньгах.

Главное – иметь хорошую идею, бизнес-подход и уметь выходить на свою аудиторию.

Иногда художники ошибочно полагают, что достаточно лишь сделать что-то творческое.

Но если ты не можешь рассказать о своей работе, тогда это лишь половина успеха. Нужно уметь коммуницировать, иметь четкий коммуникационный план. Нужно выходить в соцсети, чтобы привлекать молодежь.

В конце концов, нужно говорить по-английски. Как же без этого найти европейских партнеров для своего проекта?

Существует программа ЕС и Восточного партнерства "Культура и креативность", на сайте которой можно найти советы, инструменты, дайджесты. Но лучше всего – присоединиться к европейским арт-сетям. Участвуйте в конференциях, нарабатывайте контакты, объединяйтесь в партнерства для совместных проектов.

 

Автор: Рагнар Сиил,

специалист по развитию креативных и культурных индустрий программы "Культура и креативность"

Текст подготовлен в сотрудничестве с Вестником Представительства ЕС в Украине

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.