Еврокомиссар Хан: "Мы слишком часто финансировали обещания Украины. Это нужно изменить"

Четверг, 19 ноября 2015, 09:30 — Сергей Сидоренко, Европейская правда, Брюссель
Фото © European Union

Иоганнес Хан, еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства, от 2014 года является ключевым контактным лицом в Брюсселе для украинской власти.

За это время его отношение к Украине постепенно менялось и, похоже, теперь мы вышли на новый уровень. Кредит доверия исчерпывается и от представителей Еврокомиссии, обычно крайне осторожных в высказываниях, звучит все больше критики. Но – пусть это кажется парадоксальным – Брюссель и дальше готов финансировать Украину. Только теперь деньги не будут выделять "под честное слово", которое легко может быть нарушено Киевом.

Об условиях финансирования реформы государственной службы, о новой политике соседства и о сложности выполнения Соглашения об ассоциации, которое Киев часто недооценивает, Йоганнес Хан рассказал в интервью "Европейской правде" перед началом своего визита в Украину.

"Вам следует понять:
выполнение Ассоциации будет вызовом для страны"

– Известно ли, когда состоится Совет ассоциации Украина-ЕС?

– Он назначен на 7 декабря.

– То есть еще до того, как мы "запустим" работу ЗСТ, и обсуждать детали свободной торговли мы не сможем.

– Совет ассоциации должен проходить каждый год (предыдущий состоялся 15 декабря 2014 года - ЕП).

Это, можно сказать, "переучет" в двусторонних отношениях.

Мы должны вместе собраться и оценить, обсудить, чего мы достигли, где мы находимся сейчас, каковы задачи на следующий год – в частности, относительно глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Наконец, у стран-членов есть возможность сидеть с нами за одним столом и слышать обе стороны.

– А каковы перспективы по ЗСТ? Готова ли Украина действительно эффективно выполнять соглашение, создали ли мы все предпосылки для этого?

– Как известно, у нас с Украиной особая ситуация – свободный экспорт из Украины в ЕС уже действует, еще с 2014 года, а с 1 января должно открыться противоположное направление – беспошлинный экспорт из ЕС в Украину.

Но нужно понимать, что наша глубокая ЗСТ – это не только вопрос пошлин.

Украина должна осознать, что выполнение Соглашения будет серьезным вызовом для страны.

Важный момент: выполнение соглашения – это работа для многих министерств. А это означает: недопустимо, чтобы этот процесс координировало одно министерство, оно гарантированно "провалит" эту работу. Другие также должны участвовать в процессе.

Вам придется изменить не сотни – тысячи нормативных и регуляторных актов!

У нас недавно была встреча с представителями Молдовы (в этой стране ЗСТ с ЕС начала работать еще в 2014 году - ЕП). Так вот, они с гордостью рассказывали нам, что уже сменили 2 тысячи регуляторных актов в соответствии с ЗСТ, но в то же время признали, что это около 10% от работы, которую придется сделать!

Выполнение соглашения – это введение в Украине, или в Молдове, норм законодательства ЕС.

Да, это сложная задача, но речь идет не только об экспорте в ЕС. Европейские стандарты, как правило, являются также мировыми стандартами. То есть как только вы получите признание соответствия европейским стандартам, вы получите техническую готовность экспортировать по всему миру.

Это – невероятно важная задача, но в то же время – вызов для государства.

Мы готовы помочь Украине достичь такого соответствия, мы уже выделили 55 млн евро, которые должны быть использованы, чтобы открыть по всей стране региональные офисы для помощи тем бизнесам, которые хотят экспортировать в Евросоюз, хотят соответствовать стандартам ЕС.

И сейчас Украина имеет неплохую возможность, чтобы начать эту работу. У вас завершились местные выборы и ближайшие 4 года не запланировано новых...

– Я бы не говорил об этом с уверенностью. Сейчас как раз все ждут новых выборов.

– Но плановых выборов нет. Вы можете использовать эту возможность! Это – шанс достичь прогресса, провести реформы, которые изначально будут болезненными, и впоследствии дадут положительный эффект. Потерять возможность проводить реформы без оглядки на выборы – вряд ли правильно.

"Мы готовы помочь с зарплатами госслужащим.
Но реформа – это не только зарплата!"

– Не кажется ли вам, что Евросоюзу крайне не хватает наглядной "истории успеха" в реформах, которые вы поддерживаете в Украине? США помогли создать новую патрульную полицию. ЕС в этом процессе остался на обочине. Возможно, историей успеха ЕС станет реформа госслужбы?

– Вы правы в том, что ЕС "проигрывает" в публичной составляющей – несмотря на то, что наша поддержка реформ является наибольшей. Нам не хватает "маркетингового таланта".

Что касается сути – да, реформа госслужбы является критически важной. Хотя, возможно, она не будет такой наглядной, как создание полиции, но она нужна вашему государству, и мы действительно планируем инвестировать сюда больше всего усилий.

Надо изменить качество работы в некоторых секторах госслужбы. И после того, как необходимые изменения произойдут, эта реформа может включать финансирование Евросоюзом повышения зарплаты госслужащим.

– После? Но вы не сможете набрать новых людей в обновленную госслужбу, если останется зарплата в 100-150 евро!

– Да, есть проблема.

Но мы не будем финансировать до тех пор, пока не будет концепции реформы. Украинская власть должна наконец понять это!

Пока в Киеве это не поймут, мы не достигнем цели. Нам нужна конкретика, которой сейчас не хватает.

И не забывайте, на госслужбе уже есть люди, и часть из них – очень высококвалифицированные.

– В случае с полицией порядок действий был другой...

– И это – именно то, что нам нужно изменить в отношениях с Украиной. В прошлом мы слишком часто финансировали обещания. Пришло время, когда мы готовы финансировать лишь результат.

Сейчас нет даже закона о госслужбе, но вопрос не только в нем. Законодательство – это лишь верхушка. Нужно иметь четкое видение, где есть потребности, где – проблемы. Каковы угрозы успеху реформы; каковы квалификационные требования; что будет, когда придется увольнять ныне работающих людей. Все это должно быть в концепции реформ.

Да, мы действительно хотим помочь вам обеспечить достойную зарплату госслужащим и готовы к софинансированию этих расходов. Но реформа – это не только и не столько зарплаты! И деньги нужны не только на зарплату.

Придется вкладывать значительные суммы в компенсации сокращенным госслужащим. Отбор, подготовка новых людей – это все тоже требует финансирования. Возможно, придется закупать новое оборудование. И уже после того – возможно, будет потребность инвестировать в достойный доход для этих людей.

Как видите, объем работы огромный.

Поэтому наш подход такой: давайте делать реформу частями. Невозможно сразу провести изменения для всей системы госслужбы, для всех министерств, всех сфер.

Давайте выберем какой-то конкретный сектор, проведем реформу в нем и с приобретенным опытом – возьмемся за следующий.

Приоритетные направления, с которых стоит начать реформу – судебная система, налоговая и таможня. Начать реформы мы должны именно с них. Но еще раз подчеркну – речь идет не только о дополнительных зарплатах. Должна быть четкая концепция этой сложной реформы.

В каждом министерстве нужно вместе с внешними экспертами определить, каковы настоящие потребности, сколько людей должны выполнять ту или иную работу, сколько придется сократить, какими являются квалификационные требования и так далее.

"Мы выберем несколько сфер,
где будут сконцентрированы усилия ЕС"

– Не все украинские дипломаты довольны новой политикой соседства. Говорят, что ждали амбициозных решений и более очевидных новых возможностей.

– Прежде всего, надо осознать, что речь идет не об Украине, а о более широком круге, о всех соседях. Хотя там все равно есть то, что касается конкретно Украины.

Конечно, желание получить больше – это нормальное человеческое желание. Это не является украинским феноменом, то же самое мы видим во всех других странах, но особенно – в Украине, Молдове и Грузии.

И я напомню, вы имеете глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли – а это значительно больше, чем просто ЗСТ. Так что просить о чем-то дополнительном, когда вы еще не использовали то, что есть – пожалуй, не самый правильный порядок действий. Имплементация глубокой и всеобъемлющей ЗСТ, очевидно, должна быть первейшей вашей целью.

– ЕС обещает определить сферы особого внимания в сотрудничестве с соседями. Какие тематики являются ключевыми для Украины?

– Их немало – это реформа госслужбы, восстановление экономики, межчеловеческие контакты и, конечно же, энергетика.

Наш обновленный подход заключается в том, что мы выберем несколько сфер, где будут сконцентрированы усилия ЕС, чтобы не распылять ресурсы на все сферы одновременно.

– ENP Review обещает привлекать страны-соседи к работи миссий ЕС в сфере общей политики безопасности и обороны. Но Украину интересует другой подход – чтобы такая миссия пришла к нам, чтобы ЕС направил свою миссию на Донбасс.

– Опять-таки, давайте сконцентрируемся на выполнении того, что уже согласовано. Есть минское соглашение, есть мониторинговая миссия ОБСЕ. Мы поддерживаем именно их – у ОБСЕ есть опыт такой работы, их структура больше всего подходит для того, чтобы заниматься региональной безопасностью.

Не надо пытаться искать альтернативные решения, пока вы не исчерпали то, что уже есть.

– Но Украина действительно запрашивала у ЕС такую миссию?

– Да, но есть общее понимание международного сообщества, что ОБСЕ лучше всего подходит для такой деятельности.

– Какова ситуация с антикоррупцией и антикоррупционной прокуратурой?

– На самом деле у вас принято неплохое законодательство, но есть проблемы с выполнением. Антикоррупционная прокуратура, напряженность с генпрокурором, кадровые вопросы – здесь Украине есть что совершенствовать. Но мы понимаем, что в одночасье систему не изменить.

Относительно комиссии по избранию антикоррупционного прокурора – в ЕС действительно была озабоченность по отдельным лицам по квоте генпрокурора. Но состоялись переговоры президента Юнкера с президентом Порошенко, после которых произошла определення ротация. После этого новых требований у нас, на данный момент, нет.

"Нас всех развратило длительное
перемирие на Донбассе"

– Вернемся к вопросу ЗСТ. Как только заработает свободная торговля с ЕС, Россия в ответ ограничит импорт из Украины – правительство РФ уже объявило об этом. То есть наши экспортеры, по сути, пострадают от европейского выбора страны. Можем ли мы рассчитывать на дополнительную помощь ЕС из-за этого?

– Мы, конечно, были и остаемся противниками любых действий, затрудняющих торговлю.

Но мы уже предоставили немало средств для того, чтобы украинский бизнес подготовился к новым возможностям экспорта и к новым условиям рынка.

Будем говорить откровенно – еще с того времени, как мы договорились о ЗСТ,

не было секретом, что после ее введения РФ может действовать в ответ, нравится это нам или нет.

И было вдоволь времени, чтобы подготовиться к этому.

– ЕС публично обещал усилить давление на Россию в случае, если пророссийские террористы будут нарушать перемирие. Сейчас происходит именно это – опять стреляют "Грады", на украинских позициях – снова погибшие. Когда мы можем ожидать новых санкций?

– Это вопрос к Совету ЕС, он должен рассматриваться именно Советом, то есть странами-членами. Но я хочу отметить – нас всех, похоже, развратило длительное перемирие на Донбассе, которое сохраняется 2,5 месяца. Да, сейчас изменения отрицательные, но пока рановато для того, чтобы делать какие-то выводы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: