Почему лекарства в ЕС дешевле, чем в Украине

Вторник, 19 января 2016, 09:20 - Марта Кузьмин, для Европейской правды

На первый взгляд кажется, что фармацевтический рынок в Украине высококонкурентен, а цены на лекарства, хоть и высоки, но соответствуют качеству. Кроме того, государство ограничивает наценки на медикаменты, что должно гарантировать минимально возможную цену.

Более того, за последние годы из-за девальвации гривны резко увеличилась доля отечественных препаратов, что должно минимизировать влияние девальвации гривны на цены. По итогам октября 2015 года она составляла 75,7% всех продаж в натуральном выражении; в деньгах (из-за высокой стоимости импортных препаратов) – 41,4%.

Достаточно ли этого для того, чтобы цены на лекарства в Украине были ниже, чем в ЕС, или хотя бы аналогичными? Однако часто можно услышать обратное – что цены на лекарства ниже в ЕС. Что же происходит на самом деле?

Для нашего сравнения цен были взяты распространенные оригинальные препараты (оригинаторы) определенного производителя, идентичной формы выпуска и упаковки, которые свободно продаются в аптечной сети как в Украине, так и в соседних странах Евросоюза: Венгрии, Словении, а также в Грузии. Цены на оригинаторы в этих государствах в 2-3 раза ниже, чем в Украине.

 Цены на оригинаторы в Венгрии, Словении и Грузии, по сравнению с Украиной (цена в Украине = 100%)

Более того, для оценки конкурентности цен на отечественные препараты сравнивались цены на идентичные препараты украинских производителей в аптечной сети Украины и Грузии.

 

Необходимо сказать, что на некоторые лекарства, произведенные в Украине, цены в Грузии значительно ниже (в 2-3 раза), что также может свидетельствовать о низкой конкуренции на украинском фармацевтическом рынке, по крайней мере, в сравнении с Грузией.

Ассортимент лекарств

В Украине, несмотря на мощное внутреннее производство лекарств, ассортимент на фармацевтическом рынке достаточно низкий. Во-первых, в стране зарегистрировано чуть менее десяти тысяч готовых лекарственных средств, что на 60% меньше, чем, например, во Франции. Во-вторых, из 1264 молекул, содержащихся в Британском национальном формуляре лекарственных средств, который признан стандартом для фармакологии, в том числе и ВОЗ, 32% отсутствуют в Украине.

Таблица 1. Доля действующих веществ (молекул), которых физически нет в Украине (по сравнению с БНФ, который взят за основу стандартов ВОЗ)

Раздел Британского национального формуляра (БНФ)

Общее # молекул в БНФ

Из них # отсутствующих в Украине

% отсутствующих в Украине

1

Желудочно-кишечный тракт

64

19

30%

2

Сердечно-сосудистая система

161

53

33%

3

Органы дыхания

48

18

38%

4

Центральная нервная система

172

71

41%

5

Инфекции

128

34

27%

6

Эндокринная система

99

27

27%

7

Акушерство, гинекология и патология мочевыводящих путей

38

14

37%

8

Злокачественные заболевания и иммуносупрессии

123

29

24%

9

Гематология

92

34

37%

10

Заболевания костно-мышечной системы и суставов

66

22

33%

11

Глаза

74

23

31%

12

Ухо, горло, нос

36

5

14%

13

Кожные заболевания

81

25

31%

14

Иммунобиологические препараты и вакцины

32

5

16%

15

Анестезия

40

16

40%

16

Неотложное лечение острых отравлений

10

5

50%

 Всего

1264

400

32%

В-третьих, на розничном рынке Украины нет многих препаратов, действующее вещество которых указано в Национальном перечне основных лекарственных средств.

Так, из 50 наименований, выбранных для исследования важнейших лекарств, проведенного ДЭЦ при поддержке ВОЗ в 2012 году, семи оригинальных брендов не было в продаже ни в одной аптеке (действующие вещества – атенолол, цефтриаксон инъекция, ципрофлоксацин, ко-тримоксазол, изосорбида динитрат, нифедипин, омепразол), десяти не было в продаже в 90% аптек и шести не было в продаже в 70% аптек.

С генериками ситуация обстояла ненамного лучше. Согласно тому же исследованию, одного из генерических препаратов (действующее вещество диазепам) не было ни в одной аптеке и пяти не было в продаже в 90% аптек.

Таким образом, в Украине по сравнению с другими странами ассортимент лекарственных средств значительно ниже, а цены на лекарства, особенно брендовые препараты, значительно выше, чем в европейских странах, что свидетельствует о низкой конкуренции и является косвенным признаком серьезной зарегулированности фармацевтического рынка.

Последствия для населения

Последствиями низкого ассортимента и относительно высоких цен на лекарства для населения является неспособность большинства украинских граждан покупать необходимые для восстановления здоровья препараты и эффективно бороться с теми болезнями, которые лечатся медикаментозно.

Другим следствием является то, что для лечения ряда болезней в Украине невозможно купить все назначенные врачом препараты.

Так, стандартные протоколы лечения онкобольных детей содержат ряд лекарств, которых нет в легальной продаже: космеген (для лечения саркомы Юинга, нефробластомы), натулан (для лечения лимфогранулематозы), пуринотеол/тиогуанин и эрвиназа (для лечения острого лимфобластного лейкоза), бараклюд (для лечения гепатита В и С на фоне онкозаболеваний), алкеран (для лечения острого миелобластического лейкоза, саркомы Юинга, нейробластомы), клофарабин (для лечения резистентных лейкозов).

Большинство из этих лекарств производятся на высокотехнологичных производствах в развитых странах и были ранее зарегистрированы в Украине. Поскольку в настоящее время они не зарегистрированы в нашей стране, но для них нет качественных заменителей, врачи продолжают их назначать и пациенты вынуждены их покупать/ввозить нелегально.

Эти лекарства часто составляют большую долю от стандартной схемы лечения, иногда один препарат – это 10-20% от стандартной корзины, необходимой для химиотерапии.

Лекарства для рядового украинца, который заболел тяжелым недугом, часто совсем недоступны. Так, по информации благотворительного фонда "Таблеточки", на сегодня для онкобольного ребенка на 9 месяцев лечения необходимо 500 тыс. грн, включая взносы государства, волонтеров и родителей.

На фоне среднемесячного семейного дохода в Украине в 2014 г. – 4,6 тыс. грн – эта сумма недоступна для большинства граждан.

Таким образом, увеличение ассортимента и снижение цен на лекарства будет одним из факторов, которые значительно улучшат здоровье населения, его трудоспособность и производительность и, в конечном итоге, благосостояние граждан.

Причины высоких цен на лекарства в Украине

Благодаря социальному и стратегическому значению фармрынка, в большинстве стран он подлежит строгому государственному регулированию.

Вместе с тем, чрезмерная зарегулированность без надлежащих компенсационных механизмов, как, например, реимбурсация и общеобязательное медицинское страхование, "чрезмерная" компетенция государственных органов, отсутствие четких правил и терминов приводит к неоправданным затратам как фармбизнеса, так и бюджетных средств, злоупотреблению чиновниками своим положением, что создает широкое поле для коррупции.

Кроме того, это ведет к затягиванию получения разрешительных документов, завышению регуляторных требований.

Все это вместе негативно сказывается на стоимости лекарств для конечного потребителя и незаинтересованности производителей в выведении новых лекарственных средств на рынок Украины.

Чтобы оценить общие последствия дерегуляции фармацевтического рынка в Украине, можно проанализировать эффект от реформы в Грузии.

Несмотря на то, что в Грузии, в отличие от Украины, не было значительного внутреннего производства лекарств и размеры экономик несопоставимы, грузинский опыт релевантен для Украины по ряду причин.

Во-первых, те же стартовые условия – система регулирования, оставшаяся в наследство от СССР, и значительная коррупция во всех сферах жизни. Во-вторых, реформа произошла относительно недавно, в 2009 году, но уже прошло достаточно времени, чтобы оценить последствия. И наконец, до реформы регуляторные процедуры и практика их применения в обеих странах были довольно схожими.

Основной мерой дерегуляции в Грузии было признание регистрации лекарств, зарегистрированных в развитых странах (Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии и Израиле). Через год после дерегуляции:

- количество игроков на рынке возросло на 30%;

- ассортимент лекарственных средств увеличился почти вдвое;

- цены на лекарства упали не менее чем на 25%.

Что еще нужно сделать Украине?

Благодаря размеру своего рынка, у Украины есть дополнительные возможности для снижения цен на лекарства.

В частности, для улучшения конкуренции на фармацевтическом рынке необходимо также упростить лицензирование производства.

Такие меры могут привести к размещению в Украине производства некоторых оригинаторов, что позволит еще больше снизить цены в этом сегменте фармацевтического рынка.

Проиллюстрируем это, сравнив цены на два оригинальных лекарственных средств в Украине, Грузии, Словении и Венгрии.

 

На идентичные лекарственные препараты цены в Венгрии значительно ниже не только цен в Украине, но и даже в Грузии. Причина в том, что эти лекарства производят в Венгрии и их не надо импортировать.

Поскольку в Украине – относительно большой рынок и инфраструктура, необходимая для транснациональных фармацевтических компаний, меры по дерегуляции лицензирования производства (вместе с восстановлением макроэкономической стабильности и борьбой с коррупцией) будут содействовать привлечению в Украину иностранного производства лекарств.

И это также будет способствовать существенному снижению цен на высокотехнологичные препараты.

 

Автор: Марта Кузьмин,

экономист

Статья подготовлена в рамках программы USAID "Лидерство в экономическом управлении"

В первоначальной редакции статья была опубликована на сайте VoxUkraine