Три европейских модели обращения с мусором. Что выбрать Украине

Вторник, 15 марта 2016, 09:04 - Татьяна Тевкун, для Европейской правды

Сегодня практически каждый гражданин знает о критической ситуации с мусором в стране.

Так, почти все образующиеся отходы попадают на свалки. Один из насущных вопросов – обязательства производителей обеспечивать переработку и утилизацию своей продукции после ее потребления.

Стоит напомнить, что это предусмотрено действующим законом об отходах. Однако до сих пор в Украине не разработан механизм реализации этого "почетного" долга производителей упаковочных материалов.

По официальным данным, в Украине за 2014 год (без учета данных АР Крым, Луганской области и Севастополя) образовалось около 45 млн м3 бытовых отходов. В целом 96,4% захоронены на свалках.

Долгое время в Украине действовало постановление Кабинета министров № 915. Этот документ возлагал на госпредприятие "Укрэкокомресурсы" ответственность за утилизацию отходов ввозимой упаковки. Предприятия, ввозившие ее, платили сбор.

В прошлом году правительство отменило постановление, при этом было заявлено, что таким образом ликвидируется "монопольное положение государственной компании "Укрэкокомресурсы" на рынке, а также снижается коррупционная составляющая и административная нагрузка на бизнес".

Однако альтернативного варианта правительство не предложило. Поэтому вот уже почти год, как вопрос повис в воздухе, платежи не проводятся, а за утилизацию отходов фактически платят граждане.

Три европейских пути

В Европейском Союзе введена расширенная ответственность производителя. Это означает, что он несет ответственность за переработку и утилизацию продукции после ее потребления.

Такой подход ввели в начале 1990-х годов некоторые страны нынешнего Европейского Союза – Германия, Швеция, Франция. Впоследствии этот принцип был признан лучшим и внедрен на уровне ЕС.

На сегодня таким принципом руководствуется большинство стран мира, его внедряют также в Азии и Африке.

Внедрение этой модели обычно преследует две основные цели: первая заключается в увеличении ставки сбора и переработки вторичного сырья; вторая – в том, чтобы переложить финансовую ответственность с граждан и государственных органов и тем самым стимулировать экологизацию изделий, снижение их негативного воздействия на окружающую среду.

Например, в Японии введение этого механизма повысило на 27% сбор и переработку отходов тары и упаковки с 1997 по 2000 годы.

 

Также существует практика объединения производителей и создания неприбыльной организации, возможно существование нескольких таких организаций, в которые направляются средства на утилизацию использованной продукции. Организация же занимается исполнением обязательств, направлением средств, отчетностью. Такие модели используют Польша, Австрия, Франция и Испания.

Другим путем является налогообложение для производителей, а средства, полученные от этого налога, направляются государственными органами на управление отходами. Такая система действует в Дании и Венгрии.

Возможна также комбинированная система – когда у производителя есть возможность или уплаты экологического налога, или же членства в неприбыльной организации. Такое возможно в Хорватии, Эстонии, Латвии.

В то же время, несмотря на существование этих моделей, не исключена организация отдельным производителем самостоятельного сбора и утилизации отходов.

Украина на распутье

Что должна ввести Украина? Мы должны в течение нескольких лет реализовать у себя на законодательном уровне директиву Европейского парламента и Совета 2008/98/ЕС от 19 ноября 2008 года об отходах.

В этом документе отмечается, что введение расширенной ответственности производителя является одним из средств поддержки разработки и производства товаров, которые полностью учитывают и облегчают эффективное использование ресурсов в течение всего их жизненного цикла, включая восстановление, повторное использование, разборку и переработку без ущерба для свободного обращения товаров на внутреннем рынке.

Также указано, что меры по внедрению расширенной ответственности производителя могут включать прием возвращенной продукции и отходов, оставшихся после ее использования, так же, как и дальнейшее управление отходами и финансовую ответственность за такую деятельность.

Стоит отметить, что для ЕС важен результат, а пути его достижения каждая страна может выбрать самостоятельно.

То есть фактически Украина может выбрать одну из трех моделей, или же придумать свою, взяв за основу одну из европейских.

На сегодня в Верховную раду внесены три законопроекта. Все они предусматривают одно и то же – законодательное упорядочение вопросов, связанных со сбором и утилизацией отходов.

Но каждый законопроект предлагает свой метод реализации расширенной ответственности производителя.

Законопроект №3198 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами по предотвращению негативного воздействия отходов конечного потребления продукции на окружающую природную среду" предлагает установить комбинированную систему расширенной ответственности производителя для отходов упаковки, изношенных шин, отходов электрического и электронного оборудования, отработанных масел (смазок).

 

Законопроект №3198-1 предлагает ввести налог на производство и импорт упаковки и товаров в упаковке, который предлагается направлять на компенсацию услуг по переработке бытовых отходов.

Авторами законопроекта №4028 предлагается модель расширенной ответственности производителя тары и упаковки через создание неприбыльной организации расширенной ответственности, на которую будет возложена обязанность выполнения норм переработки и утилизации отходов упаковки.

Конечно, каждый из этих проектов имеет определенные недостатки и затрагивает интересы бизнеса (производителей, переработчиков, тех, кто предоставляет услуги по вывозу, тех, кто занимается захоронением отходов), рядовых граждан, органов местного самоуправления и власти, а следовательно, нуждается в доработке с целью максимального учета интересов всех заинтересованных сторон.

Каждая из этих предложенных моделей имеет свои плюсы и минусы. Но, теоретически, любая из них является действенной.

Необходимо лишь применить такую модель, которая бы подходила к нашему обществу, которая была бы приемлема и действенна именно в нашей стране в условиях кризиса доверия "всех ко всем" и способствовала добропорядочному выполнению своих обязанностей всеми участниками общественных отношений, помогла очистить наши города от мусора.

Вполне возможно, что вскоре появится еще один законопроект – от Министерства экологии и природных ресурсов, по крайней мере, разработку такого документа в министерстве анонсировали в конце прошлого года.

Главное, чтобы на рассмотрение Верховной рады вынесли документ, где будут заложены четкие определения и термины, присущие странам ЕС, введена иерархия приоритетов в сфере обращения с отходами, установлен порядок составления планов обращения с отходами, введен новый классификатор отходов.

 

Автор: Татьяна Тевкун,

эксперт по вопросам экологической политики
Института социально-экономических исследований (ИСЭИ)