Безопасные продукты. Как этого добилась Европа и что осталось сделать Украине

Четверг, 2 июня 2016, 09:25 - Катерина Онул, World Bank Group, для Европейской правды

Хорошо быть украинцем и иметь огород или бабушку в селе с огородом.

Потому что тогда знаешь, что и как попало в твой борщ. Все овощи – с грядки под окном, сметана – из молока, которое дает соседская корова. Сидишь себе и ешь на здоровье.

И даже мысли не возникнет, что сметану лучше не есть, потому что в ней от молока только цвет, а овощи могут вызвать аллергию из-за присутствия в них значительной части элементов таблицы Менделеева.

Ежедневное потребление пищевых продуктов собственного производства было реальностью для большинства украинцев где-то 20 лет назад. Со временем пищевые привычки изменились и все чаще мы покупаем либо готовые продукты, либо полуфабрикаты.

Что касается фруктов и овощей, то большинство из них попадают на кухню не с собственного огорода, а с рынков и супермаркетов. Кроме того, с каждым днем появляются новые продукты, которые состоят из большого числа ингредиентов, попавших к производителю от разных поставщиков разных частей света.

Действительно, выбор продуктов стал больше, но стали выше и риски для потребителя.

Что же делать? Как защитить потребителя от употребления опасной и некачественной продукции? Как укрепить доверие к производителю?

Именно эти вопросы стали причиной включения в главный пищевой закон Европы требования ввести системы прослеживаемости для всех производителей пищевых продуктов и их поставщиков.

Такая система дает возможность всегда знать, откуда было получено сырье и куда был отправлен готовый продукт, а также предоставить такую информацию государственному органу контроля безопасности пищевых продуктов в кратчайший срок в случае пищевого инцидента.

Прослеживаемость является эффективным средством защиты потребителя, которое в случае инцидента с пищевым продуктом дает возможность поставщику определить, куда было направлено опасное сырье или пищевой продукт и кто или где мог его употребить, а также дает возможность производителю или продавцу определить, откуда был получен источник угрозы. Такие данные дают возможность проследить весь путь опасного сырья или опасного продукта.

Это, в свою очередь, дает возможность быстро среагировать и предотвратить потребление и распространение опасного продукта или оказать быструю помощь тем, кто мог пострадать.

Прослеживаемость – это спасательный жилет не только для потребителя. Она также стоит на защите интересов производителей пищевых продуктов.

Нередки сообщения в новостях из Европы, что та или иная компания отзывает с рынка определенную продукцию из-за выявленных проблем. Несмотря на то, что обычно затраты компании, связанные с отзывом готовой продукции, составляют миллионы евро, они все равно идут на это.

Во-первых, чтобы не потерять доверие потребителя. Потому что отзыв является знаком того, что компании ценят клиентов и заботятся о них.

Во-вторых, иски к компании, из-за чьей продукции может пострадать человек, могут быть гораздо больше, чем расходы, связанные с отзывом. Кроме того, это будет означать потерю доверия потребителей и, соответственно, потерю рынка.

Именно прослеживаемость дает возможность точно определить, куда попала проблемная продукция. После такой идентификации и осуществляется отзыв.

Количество потребителей, которые могут пострадать, снижается или даже, благодаря быстрому реагированию, этого вообще можно будет избежать.

Если же система прослеживаемости отсутствует или работает неправильно, последствия для производителей могут быть катастрофическими. Из-за невозможности идентифицировать проблемную партию и места, куда она попала, необходимо будет отозвать всю изготовленную продукцию.

Примером применения системы прослеживаемости в реальной жизни служит недавний отзыв из 55 стран мира шоколадных батончиков компании Mars.

Производитель объявил об отзыве шоколадных батончиков после того, как 8 января один потребитель из Германии нашел в батончике кусочек пластика. После обращения потребителя к производителю сотрудники компании отследили фабрику и производственную линию, где батончик был произведен. На этой линии в тот же период были произведены различные виды шоколадных батончиков.

Компания отследила, в какие страны были поставлены шоколадные батончики, в которые мог попасть пластик, и инициировала их отзыв.

При отсутствии системы прослеживаемости компания должна отозвать все батончики, которые были произведены за определенный период времени на всех заводах компании. В этом случае убытки могли бы быть в десятки, а может и сотни раз больше.

Еще один случай эффективного применения прослеживаемости произошел в Германии несколько лет назад. Он показывает неразрывную связь между продуктами питания и кормами для продуктивных животных, а также то, что одинаковое внимание должно уделяться и тому, и другому.

В марте 2013 года благодаря системе прослеживаемости стало возможным определить источники загрязнения молока афлатоксином, который вызывает рак. Афлатоксин попал в молоко через корм для животных.

Благодаря системе был определен конкретный источник афлатоксина – 10 тонн кормовой кукурузы, которую завезли из Сербии. Система прослеживаемости позволила определить, что корм попал почти на 1000 молочных ферм, которые были уведомлены об угрозе и вовремя предприняли необходимые действия для защиты потребителей.

Во многих странах ЕС потребитель с помощью штрих-кода может самостоятельно проследить, откуда продукт попал на полку магазина.

Например, по штрих-коду, размещенному на яйце, можно отследить птицеферму, где оно было произведено, и получить информацию о содержании, кормлении птицы и т.п. Некоторые компании даже дают возможность в режиме онлайн увидеть, как содержатся куры.

Особое внимание европейцы уделяют прослеживаемости продукции животного происхождения через введение эффективной системы обязательной идентификации животных.

Например, в случае производства говядины прослеживаемость начинается с идентификации каждого животного.

При этом каждая страна ЕС самостоятельно принимает решение о форме идентификации. Это может быть ушная бирка, штрих-код на коже животного, паспорт и т.п.

Но все носители должны включать обязательный объем информации, которая требуется на уровне ЕС.

Такой подход дает возможность по штрих-коду, который содержится, например, на куске упакованной охлажденной говядины, купленном в магазине, проследить весь обратный путь от попадания на полки до фермы, где было выращено животное.

В Украине обязательство внедрить систему прослеживаемости на пищевых предприятия содержится в новой редакции закона Украины "Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов".

В законе дано определение термина прослеживаемость:

прослеживаемость – возможность идентифицировать оператора рынка, время, место, предмет и другие условия поставки (продажи или передачи), достаточные для установления происхождения пищевых продуктов, животных, предназначенных для изготовления пищевых продуктов, материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, или веществ, которые предназначены для включения, или ожидается, что они будут включены в пищевые продукты, на всех стадиях производства, переработки и оборота.

Также в новом пищевом законе Украины сказано, что операторы рынка должны быть в состоянии установить других операторов рынка, которые поставляют им пищевые продукты и другие объекты санитарных мер, по принципу "шаг назад" и должны быть способны установить других операторов рынка, которым они поставляют пищевые продукты и другие объекты санитарных мер, по принципу "шаг вперед".

Идентификация животных, как и в странах ЕС, уже стала обязательной в Украине. Но сейчас существуют проблемы с ее внедрением на практике.

Следовательно, на законодательном уровне в Европе и в Украине четко закреплена обязательность введения внешней прослеживаемости и ответственность в случае несоблюдения этой нормы.

Так, в Украине за нарушение требований по обеспечению прослеживаемости предусмотрен штраф в размере от трех до пяти минимальных заработных плат для юридических лиц и в размере от двух до трех минимальных заработных плат для физических лиц-предпринимателей.

В ЕС штрафы выше и они устанавливаются на национальном уровне каждой страной-членом ЕС. Иногда штраф могут заменить заключением или требовать применить указанные санкции одновременно.

Например, в Великобритании за отсутствие действующей системы прослеживаемости на предприятии производителя могут оштрафовать на 5 тыс. фунтов и посадить в тюрьму на срок до двух лет.

Но самым большим наказанием для производителя в случае невозможности или нежелания защитить потребителя является не штраф со стороны государства, а потеря доверия к его продукции.

По данным социологических исследований, в случае инцидента, связанного с безопасностью определенного пищевого продукта, 38% потребителей прекратят покупать такой продукт, а 32% откажутся от всей продукции под тем же брендом.

Следовательно, потери могут быть колоссальными.

С целью сохранения доверия покупателей и для максимально эффективного управления системой безопасности пищевых продуктов предприятия наряду с внешней прослеживаемостью вводят внутреннюю, которая позволяет проследить движение ингредиента, упаковочного материала и пищевого продукта на каждом этапе производства.

Такая информация дает возможность быстро среагировать в случае возникновения проблемы, точно определив этап, на котором проблема возникла, и не допустить распространения опасности дальше.

Кроме того, внутренняя прослеживаемость дает возможность оптимизировать затраты на производство пищевого продукта, например, обнаружив ненадежных/проблемных поставщиков или определив причину бракованной продукции.

До принятия новой редакции пищевого закона вопрос включения в него обязательной прослеживаемости горячо обсуждался на разных уровнях.

Противники реформы системы безопасности пищевых продуктов пугали производителей необходимостью выделения огромных средств на внедрение прослеживаемости на предприятиях, что станет неподъемным бременем, в первую очередь, для малых производителей. Такие комментарии появлялись исключительно из-за неосведомленности с сутью прослеживаемости.

Для разработки системы внешней прослеживаемости, которой требует украинское законодательство, необходимо провести анализ всех поставщиков ингредиентов и упаковочных материалов, а также точки сбыта готовой продукции.

Для внедрения внутренней прослеживаемости производителю нужно также проанализировать цепь производства и хранения каждого пищевого продукта.

Практика доказывает, что для внедрения эффективной системы прослеживаемости на предприятиях с небольшим объемом производства нужны только бумага и карандаш.

Предприятиям с большим объемом и разнообразием пищевых продуктов будет удобнее вести учет с помощью специального программного обеспечения. Согласитесь, это доступно каждому предприятию.

Главной инвестицией во внедрение системы прослеживаемости на пищеперерабатывающих предприятиях должно стать время, необходимое на детальный анализ поставщиков, внутренних процессов производства пищевого продукта и дистрибьюторов.

Но это время стоит того, поскольку в результате инцидента производители будут иметь эффективный механизм, который позволит защитить потребителей и, соответственно, не потерять их доверие и остаться на рынке.

 

Автор: Катерина Онул, 

советник по пищевому законодательству
Группы Всемирного банка (WBG)