Украина и электромобили: возможна ли еще одна революция?

Вторник, 8 ноября 2016, 09:31 - Юрай Месик, Братислава, для Европейской правды

Уже сейчас происходит тихая революция, которая может повлиять на будущее мира, включая будущее Украины и России. На обе – разным образом. А роль в этом могут сыграть украинская инженерия и промышленность.

Первые машины с электрическим питанием появились еще в 1884 году, однако доминировать на автодорогах тогда стали бензиновые автомобили.

Сегодня на транспортный сектор приходится 60-70% всей нефти, которая добывается в мире. Ее добыча и продажа стали базой для экономик некоторых стран, включая Россию. Доходы от экспорта нефти и природного газа составляют более половины российского бюджета,

подпитывают российский милитаризм и войны, включая войну на Донбассе.

Сжигание бензина влияет также на изменения климата – возможно, самую большую на сегодня угрозу для человеческой цивилизации.

Замена бензиновых машин на электрические – особенно в сочетании с использованием электричества из возобновляемых источников – имела бы огромное влияние на жизнь и безопасность европейцев и других наций во всем мире. Гигантская частная компания Deutsche Post – "Немецкая почта" – является в этом смысле важным пионером на пути к будущему, менее зависимого от нефти.

Бизнес Deutsche Post заключается в ежедневной доставке до адресатов огромного количества грузов.

Несколько лет назад менеджмент DP задался вопросом: как компания могла бы существенно уменьшить стоимость транспортировки и влияние на окружающую среду? Было решено создать партнерство с Техническим университетом Аахена и вместе разработать электрический автомобиль. Результат их совместной работы был назван Streetscooter.

В отличие от дорогих люксовых электрических авто, которые вдвое дороже, чем их стандартные "бензиновые" модели, немцы с самого начала были нацелены на разработку машины для ежедневных потребностей Deutsche Post. Это означало, что автомобиль должен быть как можно более дешевым, надежным, суперпрочным и с такими техническими параметрами, которые лучше всего подходят для городского движения.

Streetscooter имел феноменальный успех.

Операционные расходы уменьшились на 50%, а расходы на обслуживание – на 80% по сравнению со стандартными машинами DP.

Срок эксплуатации Streetscooter – 16 лет при условии работы шесть дней в неделю. Машина весит 1500 кг и может перевозить около 300 кг (или 4,3 кубометров груза с максимальной скоростью 80-85 км/ч на расстояние 50-80 км без подзарядки, в зависимости от загруженности и рельефа). В случае некоммерческого использования – если объемы груза и веса транспортного средства будут уменьшены, продолжительность работы машины от одного заряда станет еще больше.

Streetscooter – это уже не просто "мечта".

Уже более тысячи этих машин на службе у DP, и компания планирует увеличить производство до 5 тысяч авто в год. Более того, DP уже объявила о намерениях продавать автомобили другим компаниям, начиная с 2017 года.

Вторая чрезвычайно важная вещь – цена. Streetscooter стоит меньше 10 тысяч евро и ожидается, что эта цифра уменьшится до 5 тысяч евро.

Конечно, 5 тысяч электрических машин – это капля в море. Только в маленькой Словакии люди имеют свыше 2 миллионов персональных авто, в Польше – около 20 миллионов.

Следовательно, надо начать производство миллионов доступных электромобилей.

Для стран с большим промышленным потенциалом, таких как Украина и Словакия (которая является крупнейшим производителем машин на душу населения в мире) производство электромобилей – не так технический вызов, как менеджерский.

Возможно, легче всего ускорить собственное производство электромашин через покупку лицензии на производство Streetscooter в Deutsche Post. Хотя также вероятно, что местные инженеры и дизайнеры могли бы быстро разработать подобные образцы – надежные и прочные электромобили. Однако путь от разработки до производства и административного одобрения в наших бюрократических и коррумпированных средах может быть слишком извилистым и долгим – тогда как время очень ценно.

Украина может быть в выигрышной позиции в сравнении со Словакией, когда речь идет о возможном массовом производство электромобилей.

 

Дело в том, что три крупных автопроизводителя (Фольксваген, Пежо-Ситроен и КИА) уже есть в Словакии, и четвертый (Ягуар Ленд Ровер) – на подходе. Значит, создать производство электромобилей в стране сложнее, чем в Украине.

Словацкая экономика очень зависит от производства бензиновых автомобилей – а для них доступные электрические авто опасны.

Такая конкуренция может быть даже убийственной.

Поэтому крупные автомобильные компании могут лоббировать замедление или максимальную отсрочку производства электромобилей в Словакии, Чехии и других странах Европы.

К слову, именно их интерес к продолжению производства дорогих бензиновых машин может быть основной причиной того, что Deutsche Post выбрала партнером для разработки и выпуска авто не автопроизводителя, а технический университет.

Тем временем у Украины – государства, способного построить самый большой самолет в мире, –есть специалисты, а также социальные и экономические потребности для выпуска недорогих машин, доступных для собственных граждан.

И еще в пользу электромобилей играет то, что это уменьшит импорт нефти, в том числе из России.

Вопрос только один: смогут ли принять этот вызов и использовать возможности украинские бизнесмены, политики и инженеры?

 

Автор: Юрай Месик,

эксперт Словацкой ассоциации внешней политики

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора