Как заполучить европейских модниц: 5 советов от украинского экспортера

Пятница, 31 марта 2017, 16:30 - Анна Твердохлиб, Ужгород

Несколько месяцев назад начался проект по поддержке региональных СМИ, желающих освещать тематику ЕС. "Европейская правда" и представительство ЕС в Украине помогают местным СМИ искать "европейские" темы, интересные читателю и зрителю.

В дальнейшем ЕП будет републиковать некоторые статьи, вышедшие в региональных СМИ в рамках этого проекта. Публикация из Закарпатья открывает эту серию.

В то же время мы и дальше собираем грантовые заявки от тех изданий, радиостанций и телеканалов, которые заинтересованы в такой поддержке.

* * * * *

"Иду по Парижу и вижу в витрине модного бутика пальто, отшитое на нашей фабрике!" – о таких случаях в европейских столицах директор Ужгородской швейной фабрики Мирослава Каламуняк с гордостью рассказывала и раньше, до подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Однако благодаря соглашению, говорит директор, произошло несколько важных вещей.

Одна из главных – уже не ужгородское предприятие изо всех сил ищет себе заказчиков в Европе.

Наоборот, европейские бренды сами предлагают контракты украинской легкой промышленности.

Благодаря соглашению отменена пошлина, и европейцам стало выгодно иметь дело с украинскими предприятиями. Это очень хорошо, ведь конкуренция в легкой промышленности – невероятная, инвестиции не заоблачные, а потребитель – массовый.

"Теперь мы выбираем из нескольких зарубежных предложений более выгодное, – говорит Мирослава Каламуняк. – Да, в основном продаем не одежду, а услугу по его пошиву. Но в приоритете – экспорт товаров собственного производства".

Ужгородская торговая марка "Парада" уже представлена в странах ЕС, и Соглашение об ассоциации значительно упростило процесс выхода на этот рынок, рассказывает директор. Но наращивание объемов экспорта еще впереди.

"Вместе с тем мы уже стали конкурентоспособными, поскольку ранее европейцы платили 10-12 % налога на нашу услугу или наше изделие, – говорит Мирослава Каламуняк. – Сейчас они не платят, если ткань европейского производства. А поскольку мы работаем с дорогими брендами, то ткани закупают именно в ЕС, и это для них существенная экономия. А для нас – возможность на равных конкурировать со странами-производителями из ЕС. Например, с Румынией, где у швей практически такая же зарплата".

Совет первый:
не бойтесь оценивать себя дорого и заботьтесь об уровне

Соглашение об ассоциации Мирослава Каламуняк называет приоткрытой дверцей для выравнивания условий конкуренции, а не открытыми настежь воротами.

– Но мы уже можем среди них выбирать того, кто больше заплатит. Поэтому первое, что бы я посоветовала: не бояться оценивать себя дорого. Благодаря Соглашению мы стали более конкурентными, – говорит Мирослава Каламуняк.

Вместе с тем специалист отмечает: если предприятие хочет получать более хороших и дорогих заказчиков, оно должно поддерживать на высоком уровне собственное производство.

– Заботиться о техническом оснащении, об уровне специалистов, знании языков – это чрезвычайно важно. Наша фабрика, к примеру, доплачивает за владение языками, и это всегда оправданно, – рассказывает директор.

Сама руководительница фабрики обычно общается с заказчиками на английском.

– Инвестиции в персонал нужны всегда, – убеждает Мирослава Михайловна. – Надо выращивать свою команду преданных, профессиональных, классных специалистов. И это очень важно для конкуренции, в том числе на европейском рынке.

Еще одна важная инвестиция – в оборудование.

Тут речь идет о способности предприятия выполнить заказ. Потому что если, к примеру, на фабрике есть петельная машина, которая формирует вырезы для пуговиц, то этого не всегда достаточно.

Чтобы пошить пальто, жакеты для "дорогого" заказчика, у вас должна быть петельная машина, которая сформирует не просто отверстие, а отверстие "с глазком". Разница в цене между двумя машинами может составлять до 8 тысяч евро.

 

Можно обойтись и без машины, имитирующей ручной стежок – но вручную это займет столько времени, что не уложишься в сроки. Такая машина будет стоить 24 тысячи евро. 25 тысяч стоит карманный автомат. Карман тоже можно сшить вручную, но речь идет о времени, гарантии качества и т.д.

Совет второй:
инвестировать в швей

Именно уровень мастериц делает предприятие более конкуретноспособным.

– Нам приходится учить швей самим – и это наши деньги, время и усилия. Было бы гораздо лучше, если бы мы могли получить их уже подготовленными профессиональными школами, – говорит Мирослава Каламуняк. – В последнее время у таких школ появилось больше ресурсов, оборудования, ситуация уже лучше, чем 5 лет назад – но их очень мало. Швея – непопулярная профессия. Даром что на швейной фабрике сегодня можно заработать больше, чем на стройке или любом заводе в Ужгороде, кафе или ресторане.

На Закарпатье, как и во многих других регионах, именно для швей есть больше всего незаполненных вакансий. Об этом свидетельствуют и центры занятости, специализированные газеты и сайты по поиску работы.

Ужгородская швейная фабрика поощряет своих работниц рядом привилегий и дополнительных сервисов. Это и довоз на работу, и интересный социальный пакет с обеспечением семьи швеи самым необходимым.

 

Важнейший стимул, конечно, зарплата.

По оценкам Мирославы Каламуняк, наша легкая промышленность будет конкурентоспособной до уровня зарплаты 500-600 евро, то есть потенциал для роста еще есть.

– Ну а со временем мы тоже будем искать, где можно пошить дешевле. Фабрики превратятся в мастерские, где будут изготавливать модели – так это работает сегодня в Европе, где уже практически нет швейных фабрик. Например, во Франции – ни одной. Они поддерживают бренд, создают коллекции, делают модную индустрию, – а шьют там, где это дешево. То же будет и у нас, – говорит директор.

Ужгородская швейная фабрика – единственная в Закарпатье, которая сохранила так называемое экспериментальное производство. То есть специалистов, которые профессионально могут конструировать, моделировать, делать лекала, посадки, работать с тканями. Квалифицированный персонал, способный "с нуля", с картинки пошить изделие.

Совет третий: знать все о моде и тенденциях

Сейчас большой разницы между тем, что носят украинки и жительницы других европейских стран, нет.

– Есть более консервативные покупатели, которые покупают вещи прошлых коллекций – а есть те, кто ревностно следит за актуальными тенденциями и покупает все новое. Собственно, как и в Европе, – говорит Мирослава Каламуняк.

По ее убеждению, знание модных тенденций для предприятия легкой промышленности – это просто необходимость.

– Потому что мы продаем не одежду как таковую, а моду. Потому что у вас в шкафу же есть пальто, которое так и не сносилось за 10 лет, – рассуждает директор. – Но вы уже не можете его надеть, потому что на улице уже совсем другие цвета и формы. В большинстве случаев одежду сегодня выбрасывают не потому, что она износилась, а потому, что вышла из моды.

Впрочем, выброшенная немодная одежда в Украине представляет конкурентную угрозу для швейных предприятий.

В городах процветают сети секонд-хендов, снимая огромные торговые площади на центральных улицах. Все это – от бедности людей, объясняет специалист.

– Если бы сегодня не пустить секонд-хенд в Украину, то отечественные швейные фабрики сделали бы невероятный рывок вперед. Но пока что это нецелесообразно, просто из-за бедности. Как только уровень жизни украинцев возрастет, это необходимо будет сделать, – считает Мирослава Каламуняк. – Иногда нас упрекают, что мы шьем в дорогом сегменте. Но мы не можем конкурировать на рынке секонд-хенда, это понятно. Если его не будет, то сразу появится отечественная одежда и дорогая, и по средней цене, и дешевая.

Заказчикам из стран ЕС "Ужгородская швейная фабрика" шьет также для дорогого сегмента – это одежда всемирно известных брендов Marc O'Polo, Hugo Boss, Dolce&Gabbana, Gerry Weber и других.

На бирках изготовленных в Ужгороде изделий вы увидите надпись "Made in Ukraine". Бирочки с ценой в разных валютах и всей необходимой маркировкой к одежде прикрепляют сразу в Ужгороде.

Совет четвертый:
быть профессионалами

Успех в любом деле требует профессионализма. А в выходе на внешние рынки – и подавно.

– Я всегда говорю: вот у нас в городе есть 500 парикмахеров, но только к двум-трем очередь на неделю. Другие сидят и ждут клиентов, – говорит Мирослава. – При том, что те двое-трое просят за свои услуги вдвое больше. Всюду в цене профессионализм.

По ее словам, украинские производители так же могут зарабатывать на своем профессиональном уровне, получая более дорогих заказчиков, что стало возможным благодаря ассоциации с ЕС и уменьшению пошлины. "А дешевые заказчики как были в более бедных, чем мы, странах, так и остались там", – добавляет она.

Также у украинских производителей качественной продукции есть перспективы продавать в ЕС собственный продукт под своим брендом.

Совет пятый:
позаботиться об эстетике производства, безопасности и... туалетной бумаге

Прежде чем выбрать фабрику для своего заказа, европейский инвестор всегда проводит аудит имеющихся предприятий. А это более 200 разнообразных пунктов – от пожарной безопасности и эстетики производства до наличия горячей воды и туалетной бумаги в уборных.

Так что, сэкономив на рулоне гигиенического средства, можно потерять такие желанные инвестиции.

 

Заказчик также поинтересуется, защищены ли должным образом ваши работники, не эксплуатируется ли детский труд, какой уровень зарплат, режим работы, отпуска и т.п.

А европейские деньги особенно актуальны для украинских предприятий из-за высокой стоимости отечественных кредитов. У нас кредитуются под 24%, а в ЕС бизнес получает практически бесплатный кредит за 1%.

– В нашей стране много чего делается, действительно чувствуются определенные реформы, несмотря на проблемные моменты. К примеру, мы больше не боимся давления проверок, – говорит Мирослава Каламуняк. – Я не против законных проверок, но раньше, если ты работал, то будто был всем виноват, все время под угрозой контролеров. Кроме того, регулярно и исправно возвращается НДС, а это очень важно, мы уже и забыли о  таких проблемах.

Наша собеседница отмечает, что несмотря на определенные претензии, продвигается и борьба с коррупцией, по-другому ведут себя чиновники.

Но самой проблемной остается именно финансовая система. Производители не могут позволить себе кредит за 24% годовых, поскольку проценты съедят всю рентабельность.

– Сейчас мы более конкурентны со своей рабочей силой, услугами. Как только нам станут доступны нормальные кредиты, сможем конкурировать и с готовым товаром, – говорит директор. – Ассоциация, со всеми ее рисками, дает больше возможностей. Убеждена, что все больше предприятий начнут этим пользоваться.

Автор: Анна Твердохлиб,
Ужгородский пресс-клуб

В сотрудничестве с "Европейской правдой" в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы"