Победа Сергея Клюева в Суде ЕС: почему санкции отменены и что это изменит для других экс-чиновников

Пятница, 23 февраля 2018, 16:42 - Дмитрий Шемелин, "Астерс"

21 февраля 2018 года Суд Евросоюза (Court of Justice of the EU) исключил народного депутата Украины Сергея Клюева из санкционных списков ЕС, отменив соответствующие части решения Совета ЕС №2017/381 и регламента №2017/374.

Или, если говорить проще, Суд постановил, что имя и фамилию "Сергей Клюев" нужно вычеркнуть из перечня лиц, активы которых заморожены на территории Европейского Союза.

За последние годы Суд ЕС неоднократно отменял санкции в отношении отдельных лиц, но каждый раз речь шла о санкциях, срок действия которых и без того давно истек. Теперь же впервые говорится о ныне действующем решении Совета ЕС. Срок действия документа, который "исправил" Суд – с 6 марта 2017 по 6 марта 2018 года.

Тем не менее, действие санкций в отношении Клюева не прекратится немедленно.

Решение Суда ЕС вступит в силу только после рассмотрения апелляции или после завершения срока его апелляционного обжалования, а к тому времени прошлогодние санкции все равно потеряли бы силу.

Между тем причина отмены санкций Судом весьма необычна и заслуживает внимания.

В 2017 году, подтверждая очередное продление санкций, Совет ЕС не запросил у Генеральной прокуратуры Украины дополнительные объяснения по обвинениям в адрес Сергея Клюева. Суд ЕС – впервые за период санкционных процессов против украинских чиновников – постановил, что у Совета ЕС должны были возникнуть сомнения в обоснованности продления санкций в отношении Клюева.

Итак, давайте разберемся, что стало причиной отмены и какие последствия это будет иметь для других "подсанкционных" экс-чиновников.

Сергей Клюев по делу Т-731/15 оспаривал три последних этапа продления санкций: с 2015 по 2016, с 2016 по 2017 и с 2017 по 2018 годы.

Первые два санкционных решения устояли: по мнению Суда, на тот момент у Совета ЕС не было повода сомневаться в наличии оснований для замораживания активов украинского депутата. Такие основания, по мнению Суда, возникли в 2016 году и повлияли на последнее продление санкций, одобренное решением Совета ЕС от 3 марта 2017 года.

Какие именно документы позволили прийти к такому решению, в деталях установить невозможно, поскольку из публичного решения Суда ЕС исключена ключевая конфиденциальная информация. Тем не менее, в документе остались намеки на аргументы Клюева.

Суд ссылается как минимум на две интересных события.

Во-первых, 5 марта 2016 года расследование уголовного дела, где Клюев проходит как подозреваемый, было остановлено, однако в письмах, присланных в Совет ЕС после этого, Генеральная прокуратура Украины "не заметила" этого.

О приостановлении расследования Совету ЕС сообщил сам Клюев, во время очередного пересмотра санкционных списков в начале 2017 года.

Во-вторых, 4 апреля 2016 года прокуратура Вены сообщила, что у нее есть сомнения в обоснованности обвинений, выдвинутых против братьев Клюевых. В частности, в рамках выполнения запроса о международной правовой помощи прокуратура Вены ознакомилась с документами, приложенными украинской стороной к запросу, и отметила, что "обвинения, выдвинутые в средствах массовой информации, что заявитель и его брат совершили преступления согласно украинскому законодательству, которые были у истоков многих дел по отмыванию средств в Австрии, не подтверждаются, несмотря на несколько проведенных расследований" (п. 247 Решения Суда ЕС).

По мнению Суда, эти нестыковки должны были вызвать у Совета ЕС сомнения в обоснованности продления санкций, и он должен был попросить разъяснений у Генеральной прокуратуры Украины. А поскольку из Брюсселя такой запрос не направляли, последнее решение о продлении санкций считается принятым преждевременно.

Как следствие, Суд ЕС отменил текущие санкции в отношении Сергея Клюева.

Решение вынесено Шестой палатой общего суда (General Court), который является как бы судом "первой инстанции" внутри Суда ЕС. Оно может быть пересмотрено в апелляционном порядке высшей инстанцией – Европейским судом (European Court of Justice).

Несмотря на то, что текущие санкционные решение в любом случае завершают свое действие 6 марта 2018 года, не исключено, что Совет ЕС просто не будет подавать апелляцию.

Будет ли имя Сергея Клюева в новом санкционном решении, которое будет действовать после 6 марта, мы узнаем уже в ближайшие дни. В СМИ со ссылкой на источники уже появились сообщения, что ЕС может снять с него санкции. Журналисты говорят, что в этом году Совет ЕС спросил Украину о ходе расследования в отношении нардепа и убедился, что оно действительно не продвигается.

Не исключено, что Совет ЕС стал более осторожным именно из-за прошлогоднего судебного процесса в Люксембурге.

Кроме того, это решение Суда не означает полной победы Сергея Клюева. И тем более оно не означает, что санкции против других экс-чиновников оказались под угрозой отмены.

Суд не установил незаконность или безосновательность санкций в принципе. Причины их отмены достаточно технические – отсутствие своевременных консультаций с ГПУ. Большая часть текста решения Суда на самом деле касается продления санкций в 2015 и 2016 годах, и в этой части нет никаких утешительных новостей для истца.

Суд подробно рассмотрел все аргументы Клюева о принципиальной незаконности санкций – и отклонил их один за другим.

В частности, не произвели большого впечатления на суд экспертные заключения украинских ученых о якобы многочисленных процессуальных нарушениях в рамках расследования, подтверждение от  налоговой об отсутствии претензий к его компаний в Украине, обвинения Клюевым украинской власти в нарушении прав человека и давлении на суд и другие подобные аргументы.

Таким образом, выводы таковы: хотя решение Суда ЕС от 21 февраля 2018 года и будет иметь определенный эффект на аналогичные дела, особенно на те, которые по фактам схожи с делом Сергея Клюева, оно вряд ли подрывает европейский санкционный режим как таковой или создает какие-либо сильные основания для массовой отмены санкций.

Самое главное – чтобы Украина действительно проводила расследование в отношении тех лиц, на которых наше государство попросило наложить санкции, и была готова передать в Брюссель необходимую информацию, если такой запрос поступит от Совета ЕС.

 

Автор: Дмитрий Шемелин,

советник юридической фирмы "Астерс",

для "Европейской правды"