Спор в ВТО: выход из глубокой заморозки торговли с РФ

Понедельник, 9 февраля 2015, 12:53 - Наталия Галецкая, ЛНУ им. Ивана Франко

В апреле прошлого года министр экономического развития и торговли Павел Шеремета заявил о возможности подачи жалобы во Всемирную торговую организацию (ВТО) из-за ограничения импорта в РФ украинских товаров.

Экономическая агрессия РФ давно не вызывает сомнений. Приведем для примера лишь некоторые из примеров этой агрессии в отношении товаров происхождением из Украины: увеличение продолжительности и затруднение прохождения таможенного контроля; запрет импорта кондитерских изделий, грузовых вагонов, птицы, некоторых видов сыров, картофеля, молока и молочной продукции, алкогольной продукции; запрет транзита сахара через территорию РФ.

Однако на официальной странице ВТО до сих пор отсутствует информация о принятии официальных мер в этом направлении.

Представляется целесообразным рассмотреть некоторые процессуальные особенности урегулирования споров в рамках ВТО.

Прежде всего, следует отметить, что каждое торговое ограничение следует анализировать отдельно на основании детальной информации, полученной от украинских экспортеров.

Согласно практике Органа по разрешению споров, в качестве нарушения соглашений ВТО могут рассматриваться как положения национального законодательства государства-нарушителя, так и практика его применения.

Такое толкование дает возможность Украине обжаловать не только нормативно-правовые акты органов РФ, но и практику их применения.

Как правило, государства-члены ВТО перед официальным началом процедуры по урегулированию споров поднимают спорные вопросы на заседаниях специализированных советов и комитетов в рамках ВТО, например, на Совете по торговле товарами, на заседании Комитета по техническим барьерам в торговле, Комитета по вопросам санитарных и фитосанитарных мер и др. Украина уже использовала такую возможность.

Более действенным механизмом является процедура по урегулированию споров. Особенностью этой процедуры является то, что первой и обязательной стадией урегулирования споров является проведение конфиденциальных консультаций. Таким образом, в случае нарушения Украиной торгового спора против РФ консультации являются обязательными.

Если эта стадия завершится безрезультатно, то спор рассматривается группой экспертов.

Процедура урегулирования споров в рамках ВТО позволяет другим государствам-членам организации принимать участие в споре в качестве третьих сторон или выступить заявителем, самостоятельно подав жалобу на уже оспариваемую торговую меру. Таким образом, при возбуждении спора в рамках ВТО против РФ Украина может получить поддержку путем привлечения созаявителей и третьих сторон.

Однако самым важным для Украины является то, что ВТО – единственный механизм, способный заставить РФ изменить свою торговую политику.

Процедура урегулирования споров в рамках ВТО сконструирована таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость наступления юридической ответственности за нарушение Соглашений ВТО.

РФ не может заблокировать решения Органа по урегулированию споров. Согласно п. 16.4 Договоренности, "в течение 60 дней после распространения отчета группы экспертов среди членов ВТО отчет должен быть утвержден на заседании ДСБ, если только сторона спора официально не сообщит ДСБ о своем решении подать апелляцию или если ДСБ не путем консенсуса решит не утверждать отчет".

Такая формулировка п. 16.4 на практике означает, что даже если РФ подаст предложение не утверждать отчет, то Украина заблокирует это решение, а поэтому консенсуса не будет. Соответственно, решение будет утверждено.

При этом процедура урегулирования споров в рамках ВТО предусматривает такую систему санкций, которые должны были бы гарантировать соблюдения Соглашений ВТО.

Согласно п.3.7. Договоренности предполагается, что "первой задачей механизма урегулирования споров, как правило, является обеспечение отмены соответствующих мер, если будет установлено, что они не отвечают положениям любого из охваченных соглашений.

К компенсации следует прибегать лишь тогда, когда немедленная отмена меры невозможна; предоставление компенсации должно применяться лишь как временный вариант в течение отмены меры, не соответствующей охваченному соглашению. Впрочем, поскольку компенсация может предоставляться в виде уступки в обязательствах в рамках ВТО (например, снижение тарифа) и на недискриминационной основе, то компенсация применяется нечасто.

Подытоживая, отметим, что принятие Россией ряда мер, направленных на ограничение или препятствование международной торговли с Украиной, предопределяет необходимость срочного реагирования.

По сути, затягивая подачу жалобы в ВТО, Украина около года отказывает в защите национальным производителям.

Соответственно, это влияет и на налоги для госбюджета, и на рабочие места.

Конечно, использование механизмов в рамках Всемирной торговой организации является и политическим шагом, который нужно делать после сбора доказательств и тщательного анализа всех обстоятельств.

Однако такая взвешенность действий не должно подменяться бездействием.

 

Автор: Наталия Галецкая,

аспирантка юридического факультета

ЛНУ имени Ивана Франко