Топ-5 неочевидных возможностей рынка ЕС для украинских аграриев

Вторник, 24 марта 2015, 13:19 - Владислава Рутицкая, замглавы Минагрополитики

Самое важное, что мы получили вместе с возможностью экспорта в ЕС – это вовсе не беспошлинная торговля.  Хотя, безусловно, открытые двери в Евросоюз в краткосрочной перспективе дадут производителю возможность увеличить доходы в твердой валюте.

В то же время успешный запуск экспортного направления дает аграриям в долгосрочной перспективе намного больше возможностей, чем просто увеличение выручки.

Это возможность построить бизнес мирового класса, который будет приносить производителям аграрной продукции не миллионы долларов, а десятки и сотни миллионов экспортных доходов.

Есть неочевидные плюсы в открывшихся экспортных возможностях, и мы обязаны увидеть их и воспользоваться.

Научиться продвижению на рынке

Экспорт в ЕС – это выход на конкурентный рынок, который научит вас новым подходам к маркетингу и продвижению продукции.

Например, сейчас вы просто везете кормовое зерно. Возможно, завтра вам поступит заказ на поставку фасованной муки. И вам придется сделать упаковку такой, чтобы европейский потребитель захотел положить себе в тележку, делая покупки в супермаркете.

Поэтому, помимо обеспечения высокого качества продукции и соответствия ее стандартам, для получения конкурентных преимуществ вам также предстоит овладеть инструментами и методами позиционирования и продвижения продукции на рынках конкретных стран.

Это возможность научиться понимать потребности рынка, отслеживать их и предвидеть их. И даже влиять на рынок!

Перейти к производству продукции с более высокой маржой и добавочной стоимостью

Производитель зерна зависит от рынка. Он не может сам устанавливать цену - он ждет, какую цену предложит рынок.

Производитель продукции переработки сам назначает цену.

Такая цена может быть любой, главное – умение ее аргументировать – своим брендом, качеством, особыми подходами и другой дополнительной ценностью для потребителя.

Возьмем простой пример. На сегодняшний день биржевая цена кукурузы составляет порядка $170 за тонну, в то время как цена за тонну кукурузного крахмала в среднем варьируется в пределах $400-700. В свою очередь розничная цена  500-граммовой упаковки того же крахмала  даже на украинском рынке составляет порядка  $0,6-0,7.

Выгода от переработки и производства готовой продукции более чем очевидна.  

Усилить эффективность своего бизнеса

Европейский рынок аграрной продукции – дотируемый.

Сейчас на нем мы можем конкурировать только ценой. А по некоторым продуктам наши производители не могут предложить цены, поскольку уровень их рентабельности не позволяет опуститься ниже, чем это делают аграрии стран ЕС.

Но если в ЕС вам не дают выгодной цены, то, возможно, пришло время заняться оптимизацией бизнеса и улучшить показатели себестоимости продукции.

Значит, торговля с ЕС заставит пересмотреть организацию бизнеса, внедрить более эффективные бизнес-процессы.

Обеспечить качество продукции

Повышение качества продукции важно вне зависимости от того, собираетесь ли вы осваивать экспортное направление или нет.

Чем выше качество вашей продукции и адекватнее цена, тем больше ее будут ценить потребители, и тем более уверенно вы будете чувствовать себя на внутреннем рынке.

Но если вы нацелены повышать качество продукции, то почему бы не делать это исходя из требований и регламентов ЕС?

Даже если сегодня вы не экспортируете, возможно, завтра у вас появятся для этого возможности, а ваша продукция уже будет соответствовать ключевым требованиям и стандартам. Таким образом, вы сэкономите и время, и ресурсы, постепенно адаптируя свою продукцию под европейский рынок и европейского потребителя.

Открыть для себя рынки по всему миру

 Если вы сможете выйти на рынок ЕС и закрепиться на нем, значит, вам автоматически откроются  рынки всех стран мира.

Ведь если ваша продукция продается в ЕС, значит, она соответствует всем стандартам качества. Если вы научитесь конкурировать на европейском уровне, то на любом рынке Азии или Африки вы будете чувствовать себя европейским производителем, продукция которого ценится выше и стоит дороже.

И еще одно неочевидное преимущество. Такие компании, как "T.B.Fruit Украина", "Сварог Вест Груп", "KSG Agro" и ряд других, когда-то были просто небольшими фермами или фирмами, которые выросли за счет использования внезапно открывшихся возможностей.

Я верю, что сейчас среди латифундистов есть аграрий, у которого относительно небольшой бизнес (30-40 000 гектаров), но у которого полный порядок с финансами и стабильный рост. Так вот, когда он узнает об этих возможностях и поверит в них, перед ним откроется целый мир.

Начните готовить вашу компанию к экспорту в ЕС уже сейчас.

Период сложностей пройдет, и Украина сможет активно поддерживать своих производителей.

Однако, начав уже сейчас, в будущем, когда государство обеспечит поддержку, вы будете готовы совершить настоящий рывок.

Кто знает, может, через пять лет вы станете одним из лидеров в вашей нише.

Возможности безграничны, ими только надо воспользоваться.

 

Автор:

Владислава Рутицкая,

заместитель министра аграрной политики и продовольствия
по вопросам европейской интеграции