Почему Украина не прошла испытания реформами

Вторник, 1 марта 2016, 09:50 - Симеон Дянков, экс-министр финансов Болгарии

Экс-министр финансов Болгарии Симеон Дянков не менее известен как экономист Всемирного банка и один из авторов рейтинга легкости ведения бизнеса Doing Business.

Экономист с американским паспортом возглавил минфин Болгарии в 2009 году – в самый разгар экономического кризиса. 

Одним из наиболее ярких результатов его работы стал рост кредитного рейтинга Болгарии – ни один другой член ЕС не смог показать такой рост в разгар кризиса.

На прошлой неделе Симеон Дянков посетил Украину в рамках проекта UkraineReforms. Свои впечатления от хода реформ в стране и рекомендации будущему правительству он изложил в колонке, написанной специально для "Европейской правды".

* * * * *

Почему реформы были успешно реализованы в восточноевропейских странах, в том числе в Болгарии, и с таким трудом идут в Украине?

На этот вопрос – в той или иной формулировке – приходится отвечать постоянно.

Многие сложности, в первую очередь – сопротивление старой системы, прекрасно знакомы всему восточноевропейскому региону. Это вовсе не особенность Украины.

Однако большинство стран региона успешно прошли испытание реформами. Почему это никак не удается Украине?

Возможно, корнем проблем является отношение к государственной собственности. Масштабная приватизация, без которой были бы невозможны реформы в Болгарии и многих других странах, до сих пор не проведена в Украине.

Часто приходится слышать, что сейчас не лучшее время для приватизации. Однако с таким аргументом все же не стоит соглашаться.

Сейчас в Евросоюзе есть свободные средства – и они могут быть вложены в активы в стране, подписавшей Соглашение об ассоциации с ЕС.

Такие вложения излишне рискованны? Но ведь в свое время активы в Восточной Европе были также рисковыми. И в этих странах также была сильна коррупция.

Возможно, стоит признать – украинские политики не готовы расставаться с госсобственностью, ведь она так удобна, а главное, в нужный момент помогает наполнить избирательные бюджеты.

Однако такая нерешительность слишком дорого стоит Украине. В частности, она не позволила принять более либеральный Налоговый кодекс.

При этом правительственная редакция Налогового кодекса в принципе не так уж плоха, но очень осторожна. Именно поэтому этот документ трудно называть фундаментом экономического ускорения Украины.

Украина могла бы снизить налоги – до 10-15%, как это было в Болгарии, Эстонии, Грузии. И это было бы серьезной заявкой на хорошие экономические показатели.

Но для этого украинское правительство должно было найти средства для покрытия расширившегося бюджетного дефицита. Например, за счет масштабной приватизации. А еще – за счет уравнивания всех плательщиков налогов и установления плоской шкалы налогообложения.

Этим шансом Украина не воспользовалась. А значит, шанс на реальную либерализацию налоговой системы возникнет лишь тогда, когда экономическая ситуация в стране стабилизируется и годовые темпы ВВП будут составлять не менее 5-6%.

Что же делать в нынешней ситуации?

Мне кажется, что Украина нуждается во встряске "команды реформаторов". Хотя бы потому, что реформы не делаются два года – максимум год. Значит, нынешняя команда уже "устала от реформ".

А новой команде реформаторов стоит сосредоточиться на двух задачах, постаравшись реализовать их максимум за год – пока еще будет сильна поддержка парламента.

Первое – приватизация и налоговая реформа, о чем уже говорилось. И не следует бояться критики МВФ – через это прошли все восточноевропейские страны.

Чем быстрее будут проведены ключевые реформы – а это может занять всего несколько месяцев, – тем скорее МВФ убедится в правильности курса и вернется к сотрудничеству.

И второе – инфраструктурные проекты. Не секрет, что они дают быструю и высокую экономическую отдачу. Более высокая отдача – только у вложений в образование, но в них отдача происходит более медленно.

При этом на начальном этапе средства на эти проекты привлекаются у Всемирного банка и других доноров. Опять-таки – как это делали все восточноевропейские страны.

Эта возможность есть и у Украины. Однако пока власти страны не спешат ею воспользоваться.

И этот факт, пожалуй, самый яркий показатель того, насколько реально украинские власти настроены на реформы.  

 

Автор: Симеон Дянков,

экс-министр финансов Болгарии (2009-2013)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора