Торговый конфликт с Молдовой: пришло ли время для решительных шагов?

Среда, 8 июня 2016, 15:14 - Юрий Панченко, Европейская правда

Киев и Кишинев не могут прийти к компромиссу об условиях экспорта украинской продукции на молдовский рынок.

Напомним, проблема возникла в прошлом месяце, когда официально вступило в силу постановление правительства Молдовы о введении защитных квот и пошлин на животноводческую продукцию и цемент украинского производства.

На указанную продукцию будут установлены квоты, а на ввоз товара сверх квот — защитные пошлины.

Квоты будут раздавать по принципу "первый пришел — первый обслужен". За всю украинскую продукцию сверх квот будут взимать пошлины: за молоко и сливки — 10%, другую молочную продукцию — 15%, сливочное масло и сыр — от 15% до 20% плюс €500 за 1 тонну. Мясная продукция будет облагаться пошлиной в 15%, а цемент — 10%. Пошлины на импорт молока и сухого молока не будут распространяться на местных производителей.

Ограничения действуют до 31 декабря этого года.

Конечно, такой шаг прямо противоречит нормам Всемирной торговой организации, членом которой является и Молдова, а также действующему режиму свободной торговли в рамках СНГ.

Однако возникла ситуация, что оспорить эти нормы в ВТО довольно трудно – ведь процедуры такого арбитража занимают больше года.

Значительные надежды в украинском правительстве возлагали на визит в Киев вице-премьера и министра экономики Молдовы Октавиана Калмыка.

Этот визит состоялся 6 июня, однако результата нет. Единственное, о чем договорились стороны – о проведении консультаций на уровне экспертных групп.

По сути, это то, что выгодно нашему соседу. Пока эксперты рассмотрят вопросы, пока достигнут согласия – срок действия временных ограничений завершится.

Для Украины важно решить эту проблему до конца лета – ведь, по экспертным подсчетам, за это время украинские экспортеры должны исчерпать объем молдовских квот на беспошлинный ввоз.

Правда, как компромисс Кишинев предлагает увеличение квот для товаров, которые "не создают конкуренции молдовской продукции". Возникает резонный вопрос – если эти товары не создают конкуренции, то чем было оправдано введение ограничений?

В любом случае, стоит признать – до сих пор позиция Украины недостаточно активна.

Украина могла бы подойти к этим переговорам, серьезно усилив свои позиции, введя ограничения против продукции из Молдовы.

С одной стороны, мы имеем положительное сальдо торговли с соседней страной – это ограничивает наши возможности "торгового ответа".

Однако не стоит забывать, что

для компаний из Молдовы закрытие украинского рынка станет большим ударом, чем для украинских – временная потеря рынка Молдовы.

Приходилось слышать неофициальные оценки, что за спиной Молдовы может стоять РФ, которая может "сделать окошко" в своих контрсанкциях.

Но, по крайней мере, решительные действия Украины дали бы ответ, правда это или нет. А имея такой ответ, нам было бы проще налаживать отношения с соседом.

Другие надежды Киева – арбитраж со стороны ЕС. Ведь Брюсселю также невыгодна торговая война между двумя участниками "Восточного партнерства".

Нет сомнений, что этот вопрос действительно ставится перед чиновниками ЕС. Однако и здесь результата нет – Брюссель пока сохраняет молчание, делая вид, что его это не касается.

Прецедент Молдовы важен даже не с точки зрения сохранения доступа на рынок этой страны (хотя и это также важно для украинского бизнеса).

Реакция Украины посылает сигнал другим постсоветским странам. А это уже совсем другие размеры рынков сбыта.

Следовательно, в ситуации, когда затягивание времени играет против нас, надо начать действовать более агрессивно. Если, конечно, нас интересует результат.

 

Автор: Юрий Панченко,

редактор "Европейской правды"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора