Опасная "Дружба": почему грязная российская нефть стала проблемой Украины

Пятница, 3 мая 2019, 08:46 - Карел Хирман, энергетический эксперт, Словакия

Одна из ключевых новостей последних дней – причем не только в сфере энергетики – прекращение транзита российской нефти вследствие ее загрязнения органическим хлором.

По состоянию на сегодня полностью прекращена  транспортировка российской нефти в Беларусь, Украину и дальше в страны ЕС. Последнее – серьезный удар по российским амбициям оставаться ключевым игроком на энергетическом рынке Европы.

И одновременно – угроза для стабильности российского бюджета, зависимого от средств от продажи нефти.

Об этом сейчас написана масса статей. Однако один очень важный вопрос пока остался не освещен.

Что означает остановка нефтепровода "Дружба" для Украины?

Ответ нерадостный – для Киева эти события являются "последним тревожным звонком". Попробую пояснить, почему.

Украинский рынок нефти и нефтепродуктов является уникальным явлением и в Европе, и, скорее всего, и в мировом масштабе.

Более чем 40-миллионная страна почти полностью зависит от импорта нефтепродуктов. Частично работает только один нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).

Взамен главными поставщиками нефти и моторного топлива являются Россия и Беларусь. И при этом белорусские НПЗ полностью зависят от поставок российской нефти.

Когда белорусы обнаружили в нефти из России хлор, то сразу прекратили ее прием и ее переработку. Это спасло оборудование НПЗ, поскольку хлор в процессе переработки становится агрессивным веществом, способным очень быстро, буквально в течение часов, полностью разрушить технологические узлы.

При этом остановка белорусских НПЗ очень сильно ударила по украинскому рынку.

В данном случае уже не столь важно, какой была реальная причина этого инцидента.

Официальная  Москва и государственный оператор нефтепроводов "Транснефть" говорят, что это ответственность какой-то частной компании в Самаре, которая не очистила нефть от хлора и пропустила ее в нефтепровод "Дружба" на экспорт.

Если это так, то система контроля за нефтью в "Транснефти" очень плоха и нынешнее ЧП  может повториться в любой момент.

Если хлор в нефти неслучайно связан с повышением напряженности между Москвой и Киевом (или же между Москвой и Минском), блокировка "Дружбы" также может повториться в любой момент.

При любом сценарии Киеву стоит готовиться к новым экономическим угрозам. 

Примечательно, что ведущие мировые экономики уже прошли аналогичный урок - еще в 70-х годах прошлого столетия. Тогда  арабские страны Персидского залива решили использовать нефть в качестве инструмента для политического шантажа, остановив ее экспорт.

Парализованная экономика, символом которой стали брошенные на шоссе автомобили, которых было нечем заправлять - этот урок был весьма болезненный. Но главное - выводы из него были сделаны. 

Были созданы обязательные минимальные резервы нефти и нефтепродуктов на уровне 90 дней потребления, или их импорта.  Это правило позже принял и Евросоюз, сделав его обязательным для своих членов.

Таким образом, страны ЕС защищены как от нефтяного шантажа, так и от неожиданных аварий, способных временно резко ограничить поставки нефти.

Автор этой колонки еще в начале 2000-х вместе с украинскими дипломатами в Братиславе приготовил для Киева материалы, как эти запасы готовится создавать Словакия в рамках своей подготовки к членству в ОЭРС и Международном энергетическом агентстве, а также для подготовки к членству в ЕС.

И тогда у меня сложилось впечатление, что украинские дипломаты прекрасно понимали важность такого механизма для защиты экономических интересов и безопасности Украины и ее граждан.

С тех пор прошло уже почти 20 лет. Однако такой механизм в Украине так и не был создан.

И не случайно, что для профессионалов и патриотов в руководстве украинского Госрезерва, которые понимают стратегическую роль  этих запасов в защите своей страны, эта тема стала опять на повестке дня.

И опять примером стала Словакия, несколько лет назад внедрившая механизм управления запасами нефти, который не составляет нагрузку на госбюджет.

Предложение, как создать эти запасы, и законные нормы подготовлены. Мяч теперь на поле украинских политиков.

Способны ли правительство и Верховная рада выйти мыслями из предвыборной гонки и заняться обеспечением экономической безопасности Украины?

Ситуация с "Дружбой" показала, что откладывать решения на потом уже нельзя.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора