Как США идут к силовому противостоянию с Ираном
Иран имеет все шансы превратиться в горячую точку на мировой политической карте.
Через сорок лет после Иранской революции 1979 года отношения между Соединенными Штатами и Ираном еще никогда не были такими же напряженными, как сейчас, а риск развертывания новой войны - таким очевидным.
О том, дойдет ли до силового противостояния, читайте в статье кандидата политических наук, исполнительного директора YES Светланы Ковальчук Остановка иранского атома: в США обсуждают силовую блокаду ядерной программы Тегерана.
Прежде всего, стоит откровенно признать: все переговоры с Ираном об остановке программы производства ядерного оружия зашли в тупик еще летом.
Несмотря на то, что западные переговорщики неоднократно заявляли о приближении к компромиссу (последний раз такое заявление звучало в августе прошлого года), но каждый раз Иран отступал и выдвигал новые требования, которые часто не имели ничего общего с ядерными переговорами.
Более того, в самом Иране не существует единой позиции, действительно ли они хотят вернуться к соглашению. Поэтому каждый раз, когда Тегерану представляли соглашение, Иран отказывался от него.
Стоит напомнить, что в 2015 году был подписан Совместный всеобъемлющий план действий между Ираном и Группой 5 + 1 (постоянными членами Совета Безопасности ООН - США, Великобританией, Россией, Францией и Китаем - плюс Германией) и Европейским Союзом.
Условиями соглашения предусматривалось, что большая часть иранского обогащенного урана будет вывезена за границу; ни один из ядерных объектов в Иране не будет демонтирован; завод по обогащению топлива Фордо станет научно-исследовательским центром ядерной физики без мощностей по обогащению урана, МАГАТЭ получит доступ ко всем ядерным объектам в стране сроком на 20 лет, что позволит организации проследить за тем, чтобы иранская ядерная программа носила исключительно мирный характер.
Зато санкции США, Евросоюза и Совета безопасности ООН будут сняты после заключения всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Ирана. Некоторые ограничительные меры со стороны P5+1 останутся в силе на некоторое время, однако затем будут отменены.
Однако в мае 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из этого соглашения и возобновлении санкций против Ирана.
Этот шаг вызвал острую критику со стороны стран ЕС. Поэтому сразу после победы на президентских выборах Джо Байден заявил о планах возобновить соглашение с Ираном.
Впрочем, после двух лет переговоров это соглашение выглядит все более и более нереалистичным.
По свидетельствам многих экспертов, Иран еще никогда не был так близок к созданию ядерного оружия.
Конечно, все эти выводы официальный Тегеран отрицает.
На прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен во время своей поездки по странам Ближнего Востока в интервью Al Arabiya заявил, что США не исключают и военных действий против Ирана.
Хотя он добавил, что предпочитает дипломатические методы решения конфликта, весь мир облетела его формулировка "все варианты на столе".
Среди конгрессменов еще остается многочисленная группа тех, кто хотел бы продолжения переговоров с Ираном. В первую очередь это представители Демпартии.
Республиканцы выступают против возобновления любых переговоров с Исламской республикой на фоне убийств протестующих и провокационных действий, включая поставки беспилотников-камикадзе России для ее войны в Украине.
26 января сенаторы Боб Менендес, Марша Блэкберн, Крис Кунс, Джим Риш и Джеймс Лэнкфорд выступили с заявлением по резолюции, которая будет призывать международное сообщество "продолжать публично освещать и осуждать репрессии иранского режима с начала протестов...".
В тот же день, когда сенаторы обнародовали свое заявление, Палата представителей подавляющим большинством одобрила резолюцию, в которой выражается солидарность с иранскими протестующими.
Редкое двухпартийное голосование 420 против 1 за резолюцию по поддержке протестующих ознаменовало последний раунд международного осуждения правительства Ирана, который углубил его изоляцию.
По информации The Washington Beacon, республиканцы и демократы в Палате представителей объединяют усилия, чтобы наложить санкции на верховного лидера Ирана Али Хаменеи и других высокопоставленных чиновников режима за преступления против прав человека.
Применение санкций непосредственно в отношении Хаменеи вынесет противостояние на другой уровень.
Проблема заключается лишь в том, что санкционные возможности США в отношении Ирана почти исчерпаны, а потому реализовать свои призывы Вашингтон может только одним путем.
И как бы администрации Байдена не хотелось идти на силовое решение, давление в Конгрессе становится все мощнее.
Подробнее – в материале Светланы Ковальчук Остановка иранского атома: в США обсуждают силовую блокаду ядерной программы Тегерана.