Нераскрытая Румыния: перспективный рынок, который не замечают украинские экспортеры

Понедельник, 13 февраля 2017, 10:30 — , Европейская правда

Украинские производители постепенно осваивают европейские рынки. Конечно, прежде всего растет экспорт к нашим ближайшим соседям.

Достаточно показателен пример Польши – за последние пару лет украинские товары в польских супермаркетах перестали быть исключением, экспортеры принимают амбициозные стратегии, вкладывая деньги в то, чтобы занять специальные места на полках польских супермаркетов, а также в рекламные кампании.

Но другие страны, в том числе соседние, не пользуются таким же интересом со стороны украинских экспортеров.

Яркий пример – Румыния. Это тоже наш ближайший сосед, страна с большим рынком (население – 19,5 млн), ее экономика показывает едва ли не лучшие темпы роста в ЕС (в последнее время – 4-6% в год).

Но украинские товары практически не представлены на данном рынке.

В этом "Европейская правда" убедилась лично – прогулявшись по местным магазинам.

Правда, в украинском посольстве уточняют: товары украинского происхождения, в том числе пищевые, все же продаются в Румынии. "Дело в том, что подавляющее большинство нашего пищевого экспорта в Румынию попадает туда в виде сырья, здесь расфасовывается и поэтому продается как местный продукт", – объясняет первый секретарь украинского посольства по экономическим вопросам Борис Патраш.

В подтверждение своих слов он демонстрирует распечатки со статистическими данными. Действительно, по результатам 11 месяцев прошлого года темпы роста украинского экспорта в Румынию составили 23,8% (до $995,6 млн).

Да, это очень хороший показатель, если бы не одно "но". Дело в том, что значительная часть этого экспорта (точнее – 21,6%) – это "древесина и продукция из древесины". Здесь стоит напомнить о многочисленных скандалах вокруг моратория на экспорт древесины, который с начала этого года распространился и на сосну. А соответственно – до расширения этого моратория темпы такого экспорта росли "за сегодня и за завтра".

 

При этом пищевая продукция составляет лишь 5% от нашего экспорта в Румынию.

А соответственно, возникает вопрос: почему украинский бизнес игнорирует этот рынок? Возможно, он кажется менее перспективным, чем польский (меньше население, ниже уровень доходов)?

Или этот рынок считается более сложным, а на то, чтобы приспособиться к вкусам румын, требуется больше времени и усилий, чем, например, к вкусам поляков или чехов?

ЕвроПравде удалось пообщаться с представителями нескольких украинских компаний, которые сейчас активно работают над выходом на румынский рынок.

Первая компания – харьковская "Тайфун-2000", которая производит десерты. Эту продукцию, чей срок реализации составляет 28 дней, сложно продавать в Западную Европу. А следовательно, компания в первую очередь искала рынки сбыта в соседних странах.

"Решение начать с Румынии – в значительной степени случайность, – рассказывает директор по экспорту Марина Шевцова. – Просто в Румынии проводилась профильная выставка, поэтому мы поехали туда, а после – начали работу".

 

По ее словам, такой выбор имеет и свои преимущества по сравнению с Польшей. "Обычно украинские компании выбирают выход на польский рынок как начало для дальнейшей экспансии в Восточной Европе. Это понятно – население Польши больше, вкусы схожие. А значит, освоившись на этом рынке, можно смотреть и на соседние", – говорит она.

В случае Румынии преимуществом для украинских экспортеров является лояльность потребителей к иностранным продуктам.

Это несколько отличается от других европейских стран, в которых потребители все же отдают предпочтение отечественному производителю.

"Конечно, это отнюдь не означает, что можно не думать о качестве. Но украинские компании уже давно способны производить продукты достойного качества для продажи в Европе", – рассказывают в "Тайфун-2000".

Тем более, что мнение о разности вкусов на практике чаще всего оказывается мифом. "Конечно, определенные особенности есть всегда. Например, там вряд ли будет пользоваться большим спросом селедка – румыны предпочитают мясо. Но постепенно вкусы местных жителей все больше приближаются к общеевропейским, так же, как и в Украине. А значит, больших проблем, связанных с особенностями местных вкусов, ожидать не стоит", – говорит Марина Шевцова.

Не встретили проблем на румынском рынке и в компании "Киевхлеб". "Мы раньше выходили на зарубежные рынки, в основном ориентируясь на эмигрантов с постсоветского пространства, которые хорошо знают нашу продукцию. Румыния стала первой страной, где мы изначально ориентировались на местного потребителя", – рассказывает начальник управления маркетинга компании Татьяна Бегма.

Впрочем, по ее словам, проблем это не составило. "Нам не пришлось как-то по-особому приспосабливаться к этому рынку. Единственное, что нужно было сделать, – адаптировать упаковку, ведь у нас были все надписи кириллицей. Но и здесь можно было не переводить все надписи на румынский, ограничившись лишь переводом маркировки на обратной стороне, а спереди оставив универсальный английский", – рассказывают в "Киевхлебе".

Как видим, слухи о значительной специфике румынского рынка – в основном всего лишь слухи. Но и это еще не все.

Еще один из экспортеров, работающих на польском рынке, в разговоре "не на диктофон" назвал дополнительный аргумент в пользу Румынии.

По его мнению, определенное ухудшение отношений между Киевом и Варшавой – в первую очередь после "исторических заявлений" польских лидеров – может привести к уменьшению спроса на украинские товары со стороны поляков.

Конечно, массового бойкота, а тем более запретов, там никогда не будет, однако митинги ультраправых под супермаркетами, где массово продается украинская продукция, уже были. "В такой ситуации стоит смотреть и на другие соседние с Украиной рынки, чтобы раскладывать яйца по разным корзинам".

Напоследок стоит указать на еще один аргумент в пользу работы на румынском рынке. "Европейская правда" несколько лет подряд проводит эксперимент, проверяя уровень готовности украинских дипломатов помочь экспортерам.

Последняя проверка показала, что экономический отдел посольства Украины в Румынии действительно готов помочь. Хотя посольство ответило лишь на второе письмо нашего "экспортера", однако предоставило подробную информацию о возможности сотрудничества с местными торговыми сетями, а также необходимые контакты.

Украинский экспорт уже показал, что способен конкурировать на самых известных европейских рынках. Но для успеха зачастую нужно идти на непривычные рынки, не боясь нового.

Автор: Юрий Панченко,

редактор "Европейской правды"


Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании "Stronger Together!"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.