Рецепты успеха в информационной войне с Россией: опыт украинского посла

Понедельник, 20 ноября 2017, 16:00 — , посол в Хорватии в 2010-2017 годах

О том, что информационная война является важной составляющей противодействия России, говорилось немало. Также много раз звучала мысль, что в ней наша страна слишком часто проигрывает, ведь у россиян больше денег, больше штат, больше опыта и тому подобное.

Но в действительности у Украины тоже есть истории успеха на информфронте. Один из таких примеров – Хорватия, где Украина доминировала в информполе, по крайней мере, до 2016 года. Лучшее доказательство – то, что российскому министру Лаврову даже приходилось оправдываться за провал посольства РФ в этой стране. По словам российских журналистов, "украинский посол, можно сказать, изнасиловал местные СМИ, еженедельно поливает грязью Россию".

О своем опыте и о том, как можно достичь успеха с ограниченными ресурсами, экс-посол Украины в Хорватии Александр Левченко рассказал в статье для "Европейской правды".

* * * * *

Современные международные реалии свидетельствуют: без побед на информационном поле успехов в боевых действиях недостаточно. Это не украинская и не сверхновая специфика – еще в далеком 1991 году американский генерал Джон Шаликашвили говорил, что "у США не было военной победы в Персидском заливе, пока об этом не сообщила CNN".

А для возвращения оккупированного Донбасса и аннексированного Крыма тем более важно продвигать украинскую позицию в мировом информационном поле.

С начала аннексии Крыма российская пропаганда развернула невиданную информационную войну, к которой Украина оказалась не готова. России удалось не только дезориентировать многих украинских зрителей московского ТВ (которых на то время, к сожалению, было немало), но и повлиять на мнения во всем мире.

И речь идет не только о зрителях Russia Today и Sputnik – был задействован огромный ресурс в зарубежных медиа и пул лояльных России иностранных журналистов.

Начало информвойны

Лично для меня война с российской пропагандой началась 27 февраля 2014 года, когда российский спецназ захватил здания Верховного совета и Совета министров АР Крым. В то время я возглавлял посольство Украины в Хорватии.

Стало ясно, что мы вошли в новую эру, которая требует мгновенного реагирования – не дожидаясь указаний из Киева. Но это понимание надо было довести до политического руководства стран, где я был аккредитован, а также до общественности.

27 февраля в полдень я уже был в прямом эфире хорватского информационного телеканала "24 часа". До сих пор помню свои слова, которые многие в Хорватии тогда не поняли: "Все, что вы знали о России и Путине – забудьте. Мы входим в новую эпоху отношений с Россией. Если первый их шаг – захват помещений парламента и правительства, то можете себе представить, какими будут следующие российские действия ". Тогда же я встретился с представителями всех парламентских партий и администрации президента.

Многим местным политикам просто не верилось, что возможна наглая российская оккупация Крыма. И очевидно, это не было чисто хорватской спецификой – вялая реакция была и в других мировых столицах.

Ситуация в Крыму ухудшалась с каждым днем, став хитом для местных СМИ. Но даже при такой ситуации на эфиры к телеканалам приходилось пробиваться с боями. Журналисты понимали, что украинский посол будет комментировать остро, а российская сторона будет нервно реагировать, обвиняя медиа в предвзятости.

Балканский фронт

Рассмотрим поближе страны взрывоопасного Балканского полуострова – Хорватию и Боснию и Герцеговину. Казалось бы, эти государства прошли тяжелые испытания войной, пережили военное нападение соседа, который был их бывшей метрополией, и должны, как никто другой, понимать Украину, поддержав наше государство в трудные моменты борьбы с российской агрессией.

Но реальность – намного сложнее.

Даже здесь посольству приходилось бороться с российской пропагандой на ежедневной основе. И поскольку это направление деятельности было определено в посольстве как приоритетное, мы делали успехи в этой борьбе. В Хорватии и БиГ Украине удалось нейтрализовать и практически победить российскую пропаганду.

К слову, вне зоны досягаемости нашего посольства была Сербия, где московский агитпроп буквально танцевал на гробах. Весь 2014 и вплоть до июля 2015 году в Белграде не было нашего посла. Это, конечно, было не единственной причиной формировавшихся в Сербии настроений, но влияние этого фактора было действительно весомым...

Но вернемся к Хорватии.

После того как доминирование Украины в хорватском информационном пространстве стало полным, Москва назначила в Загреб нового посла. Летом 2015 года в интервью российским СМИ он заявил, что прибыл в Хорватию с поручением "исправить провальную для РФ имиджевую ситуацию", которая сложилась при его предшественнике.

Новый российский посол действительно активно взялся за дело, задействовав все имеющиеся финансовые ресурсы – представительства "Сбербанка", "Лукойла", фирмы-дочки "Газпрома", московских инвесторов в сфере недвижимости и гостиничного бизнеса.

Началось активное финансирование ряда политических проектов. На парламентских выборах победила традиционно влиятельная правоцентристская партия, которую, как оказалось чуть позже, тайно финансировала российская сторона. Для украинской тематики в хорватском информационном пространстве наступают весьма тяжелые времена.

В местных СМИ выходит ряд положительных информационных материалов от журналистов, которые сотрудничают с РФ – о важности России как партнера Хорватии, об интересных сторонах жизни россиян. Публикуются материалы авторства российского посла. Посольство выкупает газетные площади в ведущих хорватских СМИ. Все это дополняется культурной дипломатией – визитами известных пианистов, спортивных команд, театральных коллективов.

И все эти контакты сопровождает мнение о целесообразности снятия с РФ международных санкций.

Мощности и финансирование украинского и российского посольств просто нельзя сравнивать, каждое наше мероприятие перекрывали несколькими российскими. К примеру, на открытие памятника Шевченко россияне отвечают строительством памятника Гагарину...

При этом российское посольство во много раз больше нашего. Большая часть его состава профессионально владеет хорватским языком, половина сотрудников – представители спецслужб, в том числе работавшие над информационными "вбросами". У нас информационной борьбой занимались аж два человека – посол и его заместитель. Спецслужбисты к такой работе были просто не готовы, а знание языка страны пребывания во многих посольствах Украины остается исключением, а не правилом...

Единственный эффективный путь, который нам оставался – активнее работать со СМИ, появляться во всех внешнеполитических телепередачах.

Да, это не было просто. Очень скоро ведущие газеты начали уклоняться от публикаций статей украинского посла – мол, их и без того больше, чем от всех руководителей дипучреждений, аккредитованных в Загребе. Возразить было нечего, ведь это была правда.

Тогда мы нашли другой путь, как попасть на страницы СМИ.

Украинская дипмиссия использовала право на опровержение, ведь каждая проплаченная статья российского посольства несла в себе элемент пропаганды, что давало нам шикарную возможность разоблачать реальные фейковые факты московской агитации. Россияне поняли это только через год, когда вообще отказались от публикаций с упоминанием украинских событий.

Но целый год у нас была возможность на каждую проплаченную статью давать бесплатно информационный отпор, что приводило практически к игре в одни ворота.

Второй российский удар произошел в конце марта 2016 года.

Целую неделю информационное поле Хорватии было заполнено новостями, статьями и комментариями о попытке украинцев обмануть хорватскую сторону при ремонте 12 истребителей МиГ-21. Это был ад. К этому времени мы уже пережили несколько массированных информационных атак, касающихся украинского ремонта хорватских самолетов, но мы их успешно отбили. Теперь же нас буквально пытались переехать катком.

Присоединилась даже глава государства, заявившая, что решение предыдущего правительства о ремонте в Украине граничит с государственной изменой... Но мы выдержали и этот сложный экзамен. Понимая всю опасность развернутой дискредитационной кампании, мы начали давать опровержение уже на второй день после ее начала. Подчеркивали российский след и явно заказной характер нашего очернения. Я упоминал об этом постоянно, и российское посольство ни разу не отозвалось, просто не решилось вступить в дебаты.

Для выступлений использовал любую площадку. Политические встречи, обсуждения в прямом эфире, университетские лекции по гибридной войне, постоянная опровергающая информация в интернет-изданиях.

За первые десять дней удалось полностью сбить антиукраинские настроения, еще через месяц – аргументированно разбить все претензии к Украине. Подчеркиваю, что это происходило на ежедневной основе в течение полутора месяцев.

После этого и появилось известное заявление корреспондента "Комсомольской правды" во время пресс-конференции Лаврова о необходимости российским послам работать в информационном направлении так, как посол Украины в Хорватии...

Уже позже нашу борьбу с российским вмешательством в важные хорватские дела поддержали журналисты-расследователи, сообщившие о коррупции в правительстве, а в дополнение – о финансировании правящей партии газпромовской "дочкой". Это была действительно скандальная информация, правительство пошатнулось и рухнуло.

На этой волне лидером правящей партии становится проукраинский евродепутат Андрей Пленкович, который умело проводит избирательную кампанию, побеждает на досрочных выборах и занимает пост премьера Хорватии.

Боснийский информационный фронт

После российской аннексии Крыма президент Республики Сербской (РС, составляющая часть федерации Боснии и Герцеговины, 49% территории БиГ) Милорад Додик заявил, что РС "как и Крым" проведет референдум о выходе из состава БиГ и присоединении к Сербии.

На удивление, тогда официальные представители Сараева решили отмолчаться, как и дипломатические представительства ведущих западных стран. У Украины нет полноценного посольства в БиГ, работу посла в этой стране традиционно выполняет посол в Хорватии, поэтому мне пришлось реагировать...

Информационная работа в БиГ началась сразу после так называемого крымского "референдума". Тогда нам помогла местная украинская диаспора (кстати, одна из старейших в Европе). Сами местные украинцы что-либо говорить в защиту Крыма опасались ввиду сильных пророссийских настроений местных сербов, но предоставили помещение для пресс-конференции в главном городе Республики Сербской Баня-Луке.

Затем длительная дискуссия разгорелась на страницах Nezavisne novine, ведущей газеты Республики Сербской.

Я считаю ее успешной – мы своей аргументацией буквально загнали Додика в угол. Однако я некоторое время избегал находиться в РС ночью – жизненный опыт подсказывал, что так надежнее.

С большой благодарностью вспоминаю тамошнего бизнесмена Желько Копаня, владельца крупнейшего в РС медиа-холдинга. Он всегда предоставлял полосы своих газет, в том числе Nezavisne novine, для статей украинского посла. Он точно не был в оппозиции к местной власти, но в глубине души, в отличие от многих других, переживал из-за событий в Украине. У нас с ним сложились тесные человеческие отношения, из-за чего российское посольство в Сараеве ни разу не смогло пропихнуть свои пропагандистские материалы без украинского ответа в Республике Сербской, которая была и является главным политическим бастионом Москвы на Балканах.

Но в августе 2016 года Желько Копаня – после публикации нашего очередного материала о российской пропаганде – внезапно умер...

Удержать не легче, чем достичь

В начале 2017 года, после 6,5 лет в должности, я завершил работу послом Украины в Хорватии и вернулся в Киев. Через три месяца после этого состоялся официальный визит в Хорватию премьер-министра Владимира Гройсмана. Уже тогда его хорватский коллега Андрей Пленкович в разговоре с украинским премьером вспомнил, что российская позиция начинает преобладать в хорватском информационном пространстве.

Интересная деталь: с днем ​​визита украинского премьера совпал российский дипломатический прием, и если год назад на нем было только два директора департаментов хорватского МИД, то на этот раз – два вице-премьера. Год назад на Петербургском экономическом форуме вообще не было хорватской официальной делегации, сейчас она была во главе с заместителем председателя правительства. А президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович этой осенью посетила Москву с официальным визитом – редкий случай для страны-члена НАТО и ЕС.

Сегодня в информационном пространстве Хорватии и БиГ полностью доминирует российская пропаганда.

Согласен, это не самые влиятельные европейские страны, но проблема является общей для всех государств – вакуум украинского информационного присутствия заполняется российским.

Не так давно было принято очень правильное решение о создании в нашем МИД департамента стратегических коммуникаций – подразделения по координации политической, информационной и имиджевой работы внешнеполитического ведомства.

Сейчас Украине крайне не хватает системности в этом вопросе. Информационная борьба с московской пропагандой в мировом медиапространстве продлится еще долго, это – наша реальность на годы. Украина не должна позволять себе небрежности в этой сфере.

На кону – наши национальные интересы на международной арене. Проиграв эту войну, мы можем потерять победу и на других фронтах противодействия российской агрессии.

 

Автор: Александр Левченко,

посол Украины в Хорватии и Боснии и Герцеговине в 2010-2017 годах,
для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.