Опасная бюджетная помощь. Зачем Украине европейские нормы конкуренции

Четверг, 2 февраля 2017, 09:12 — Александра Булана, Институт экономики и прогнозирования

В прошлом году Европейская комиссия приняла наиболее громкое из своих решений по поводу государственной помощи, обязав Apple вернуть Ирландии 13 млрд евро. Причиной стало то, что Apple получила от налоговой службы Ирландии письменные разъяснения о правомерности применения компанией схемы уменьшения налоговых обязательств.

По мнению Еврокомиссии, таким образом Ирландия предоставила Apple неразрешенную государственную помощь, позволив компании платить меньше налогов по сравнению с конкурентами. Следовательно, компания должна теперь вернуть государству сумму госпомощи (то есть сумму неуплаченных налогов с процентами).

Это решение вызвало большой резонанс, ведь под угрозой применения огромных санкций оказались и другие транснациональные гиганты, такие как Google, Starbucks и т.д.

В украинских условиях эта ситуация выглядит довольно необычно, поскольку фискальные механизмы поддержки предприятий у нас имеют длительную и "богатую" историю.

А вот истории о возврате полученных субсидий или не уплаченных из-за льгот средств государству у нас не встречались (кроме разве что отдельных уголовных дел).

Крупные предприятия из разных отраслей и разных форм собственности имеют опыт лоббирования налоговых льгот, льготных кредитов, списания налоговых задолженностей и иных форм государственной поддержки. В течение многих лет основными получателями госпомощи в Украине были преимущественно предприятия одних и тех же отраслей – сельского хозяйства, угольной промышленности, энергетики, авиастроения, и, очевидно, именно они были наиболее успешными в лоббировании своих интересов.

Однако уже в ближайшее время такое положение дел может измениться. В августе 2017 года в Украине вступает в силу закон "О государственной помощи субъектам хозяйствования", который среди прочего предусматривает механизм возвращения государству сумм бюджетной помощи, если она наносит ущерб конкуренции.

Этот закон был принят во исполнение требований Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (см. часть 2 главы 10 "Конкуренция"). Положения закона приближают отечественное законодательство в сфере государственной помощи к подходам Европейского Союза.

По условиям Соглашения в течение семи лет с даты вступления в силу (то есть до 2023 года), Украина должна сделать так, чтобы ее законодательство и практика предоставления государственной поддержки соответствовали законодательству ЕС.

Может ли описанная выше ситуация с Apple произойти в Украине? Сейчас – скорее нет, а вот как будет в будущем – неизвестно.

Практика применения законодательства о государственной помощи в Украине пока отсутствует. Однако, по Соглашению об ассоциации, при толковании критериев госпомощи Украина должна применять положения права ЕС, в том числе решение Суда Европейского Союза.

Но как нормы ЕС будут имплементированы и применяться на практике? На самом деле, до конца не ясно.

Украина и Молдова – это первые страны, которые подписали соглашения об ассоциации с ЕС и должны имплементировать значительное количество норм законодательства Евросоюза, в том числе о государственной помощи. В этом контексте соглашения об ассоциации с ЕС, подписанные этими странами, уникальны, подобных прецедентов в практике еще не было.

Некоторые страны, официально объявленные кандидатами на вступление в ЕС, сталкивались с требованием имплементации европейских правил о государственной помощи в переходный период. Но поскольку это было требованием подготовки к полноценному членству в ЕС, то и заинтересованность в имплементации этих правил была выше.

Польша имела очень показательный, как для Украины, опыт применения государственной помощи для поддержки своих верфей в Гдыне и Щецине. Начиная с 2002 года верфи, принадлежавшие государству, получали помощь в виде докапитализации, кредитов, списания налоговых обязательств и производственных гарантий. Однако предприятиям это не очень помогло, и они так и остались убыточными.

Отсутствие положительных результатов, по мнению Еврокомиссии, означало, что государство поддерживало текущую деятельность компаний вместо восстановления их конкурентоспособности на рынке. И таким образом нарушались правила применения государственной помощи на спасение и реструктуризацию предприятий. В конце концов,

Еврокомиссия обязала предприятия вернуть полученную помощь.

На подобные случаи следует обращать внимание украинскому правительству и государственным компаниям, поскольку именно они были крупнейшими получателями государственной поддержки в течение последних лет.

Несмотря на то, что некоторые из них получали поддержку систематически в течение многих лет, эти государственные компании не демонстрировали при этом существенных изменений в своей конкурентоспособности. Например, чуть ли не со времен независимости государственную поддержку получали угольные предприятия, в период 2009-2015 годов субсидировался "Нафтогаз", а за кредиты под государственные гарантии под проекты некоторых госпредприятий государство будет расплачиваться и в 2017 году.

Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС не содержит перспектив вступления. Однако это вовсе не означает, что от Украины не будут требовать имплементации и соблюдения норм ЕС.

Статья 263 Соглашения предусматривает, что обе стороны ежегодно будут присылать друг другу сообщения об общем объеме, видах и отраслевом распределении государственной помощи, которая может повлиять на торговлю между ними. Поэтому помощь, которая будет предоставляться отечественным предприятиям, работающим и на украинском рынке, и на рынке ЕС, однозначно будет тщательно изучаться на предмет соблюдения законодательства.

По данным Европейской комиссии, в период с 1999 по 2014 год было принято лишь 230 решений о возвращении государственной помощи по всем странам-членам ЕС на общую сумму 11,7 млрд евро. Выходит, такие случаи встречаются не так уж часто. Но,

учитывая, что в ЕС могут требовать вернуть помощь за предыдущие 10 лет, сумма для предприятия может оказаться существенной.

Таким образом, в ЕС расследования по возвращению помощи случаются редко, но если уж случаются, то последствия для конкретного субъекта хозяйствования чрезвычайно плохие.

В любом случае, после вступления в силу закона "О государственной помощи субъектам хозяйствования" отечественным компаниям следует очень хорошо подумать, насколько им действительно нужна поддержка государства, прежде чем воспользоваться ею, и насколько полученная помощь согласуется с положениями законодательства.

К счастью, еще есть время, чтобы адаптироваться к новым условиям.

 

Автор: Александра Булана,

старший научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины,

кандидат экономических наук

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: