Решение ПАСЕ по России: комментированный перевод

Четверг, 29 января 2015, 08:40 - Европейская правда

"Европейская правда", как обычно, предоставляет своим читателям возможность ознакомиться с текстами ключевых решений европейских институтов.

В данном материале мы публикуем сводный текст резолюции ПАСЕ относительно полномочий российской делегаций со всеми поправками к нему, который был утвержден на заседании 28 января. Как известно, ассамблея наложила на Россию ряд дипломатических санкций.

Также предлагаем вашему вниманию репортаж корреспондента "Европейской правды" из Страсбурга.

Перевод документа – ниже, а сначала – краткое изложение его пунктов.

1,2. Напоминание о сути и содержании дипломатических санкций, наложенных ассамблеей в апреле 2014 года.

3. Хотя прошло время, аннексия Крыма по-прежнему считается и будет считаться недопустимым противозаконным действием.

4-6. Пункты о ключевых проблемах с соблюдением прав человека в Крыму и о требованиях к РФ относительно Крыма (в четырех подпунктах).

5. Отдельный акцент на проблемах крымских татар в Крыму.

7. Признание ключевой деструктивной роли РФ на Донбассе; девять требований к России для прекращения конфликта на Донбассе.

8. РФ должна выполнять минские договоренности. Текущая тактика РФ – недопустима.

9.  Признание того, что массовые нарушения прав человека исходят не только от пророссийских боевиков, но также от отдельных украинских добровольческих батальонов.

10. Резкое осуждение действий боевиков, обстрела Мариуполя, декларируемого желания не выполнять минские договоренности.

11. Требование об освобождении Савченко в течение 24 часов.

12. Требования к РФ по поводу действий в Грузии и Молдове, в зонах замороженных конфликтов – декларация и пять требований.

13. О необходимости диалога и политического урегулирования конфликта на Донбассе.

14.  Первый пункт о дипломатических санкциях до конца 2015 года – перечень наименее болезненных для РФ ограничений.

15. Ключевые дипломатические санкции – лишение права голоса и участия в уставных органах ПАСЕ до конца года с возможностью пересмотра.

16. Возможность отозвать все другие полномочия РФ в ассамблее за невыполнение минских соглашений.

17. О необходимости создать совместную рабочую группу, которая бы мониторила прогресс по украинскому вопросу.

* * * * *

Резолюция
об обжаловании, на содержательных основаниях,
полномочий делегации РФ

1.
26 января 2015 года полномочия российской делегации были оспорены на основании статей 8.1 и 8.2 регламента Парламентской Ассамблеи. Учитывая роль и участие Российской Федерации в конфликте на востоке Украины, продолжающуюся незаконную аннексию Крыма, нарушающую устав Совета Европы, а также обязательства РФ перед Советом Европы, встал вопрос о преданности российской делегации принципам Совета Европы и обязательствам перед ним.

2.
Ассамблея напоминает о своей резолюции 1990 (2014), которая признает, что незаконная аннексия Крыма Российской Федерацией и действия РФ накануне аннексии являются серьезным нарушением международного права и прямо противоречат Уставу Совета Европы и обязательствам России, взятым ею при вступлении в СЕ.

Ассамблея решительно осудила нарушение Российской Федерацией суверенитета и территориальной целостности Украины. В то же время Ассамблея подчеркнула необходимость продолжения диалога с РФ, в том числе об обязательствах России и ее приверженности ценностям и принципам Совета Европы.

Поэтому Ассамблея решила не аннулировать полномочия российской делегации, а приостановить до конца сессии 2014 года право голоса представителей РФ, их участие в работе Бюро, Президентского и Постоянного комитетов ПАСЕ. Также РФ была лишена права на участие в миссиях по наблюдению за выборами.

Кроме того, в этой резолюции Ассамблея оставила за собой право аннулировать полномочия российской делегации, если Российская Федерация не будет способствовать деэскалации ситуации и не повернет вспять процесс аннексии Крыма.

3.
Ассамблея осуждает незаконную аннексию Крыма и его постепенную интеграцию в Российскую Федерацию. Она также обеспокоена заявлениями российских политических лидеров, которые четко дают понять, что решение этого вопроса в соответствии с нормами и принципами международного права не будет возможным в обозримом будущем.

Ассамблея вновь подтверждает, что незаконная аннексия Крыма Российской Федерацией является грубым нарушением международного права, в том числе Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ),  а также Устава Совета Европы и обязательств России по вступлению в эту Организацию.

4.
Ассамблея обеспокоена ухудшением ситуации с правами человека в Крыму, в том числе убийствами и исчезновениями политических активистов, которые критически относились к аннексии Крыма Россией. Она так же обеспокоена угрозами и действиями в отношении независимых и критических средств массовой информации.  В связи с этим Ассамблея призывает российские власти:

4.1. отменить незаконную аннексию Крыма;

4.2. в полной мере и прозрачно расследовать смерти и исчезновения людей, а также обвинения в злоупотреблениях и нарушениях прав человека полицией и (пара)милитарными силами, действующими в регионе;

4.3. распустить все военизированные объединения в регионе;

4.4. воздерживаться от какого-либо давления и угроз в отношении закрытия независимых СМИ и свернуть процесс закрытия крымскотатарского канала ATR.

5.
Положение меньшинств в Крыму, в частности крымскотатарской общины, вызывает серьезное беспокойство в Ассамблее. Она встревожена налетами на крымскотатарские организации и учреждения, включая отделения Меджлиса крымскотатарского народа, а также запретом на въезд в Крым для лидеров крымскотатарского народа Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова.

Кроме того, Ассамблея выражает обеспокоенность по поводу сообщений об уменьшении доступа к образованию на украинском языке в Крыму. В связи с этим Ассамблея призывает российские власти:

5.1. воздерживаться от любых преследований и давления на крымскотатарские учреждения и организации;

5.2. разрешить возвращение в Крым, а также свободное пересечение административной границы Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову;

5.3. принять все необходимые меры для обеспечения постоянного наличия образования на украинском языке.

6.
Ассамблея приветствует то, что, за отдельными исключениями, гражданское население продолжает свободно пересекать административную границу между Крымом и остальной Украиной. Она призывает все вовлеченные органы воздерживаться от любых необоснованных мер, которые могли бы ограничить или воспрепятствовать этому свободному передвижению гражданских лиц.

7.
Ассамблея крайне обеспокоена событиями в Восточной Украине и осуждает роль России в подстрекательстве и эскалации этих событий, в том числе поставки ею вооружения для повстанческих сил и скрытое военное присутствие РФ на территории Восточной Украины, что грубо нарушает международное право, в том числе Устав Совета Европы, а также Минский протокол, к которому Россия присоединилась.

Кроме того, Ассамблея выражает тревогу по поводу участия большого числа российских "добровольцев" в конфликте на востоке Украины и отсутствия заметной реакции на эти действия со стороны российской власти, хотя такое участие является нарушением Уголовного кодекса Российской Федерации.

Она принимает к сведению заслуживающие доверия сообщения о захоронении солдат на территории России. Ассамблея осуждает нарушение территориальной целостности и границ государства-члена Совета Европы Российской Федерацией. Поэтому призывает российские власти немедленно:

7.1. вывести все свои войска, в том числе тайные скрытые силы, с территории Украины;

7.2. воздерживаться от поставок оружия повстанческим силам;

7.3. принять надежные меры для прекращения притока российских добровольцев для участия в конфликте в Восточной Украине;

7.4. принять поправки в Уголовный кодекс, которые криминализируют участие российских гражданских лиц в вооруженных конфликтах за рубежом, даже если они не получают вознаграждения за свои действия;

7.5. преследовать в полном соответствии с законодательством РФ всех граждан России, которые принимали участие в качестве "добровольцев" (слово взято в кавычки в оригинале; это означает, что они не являются настоящими добровольцами) в вооруженном конфликте в Восточной Украине;

7.6. выразить полную готовность к сотрудничеству ради расследования сбития самолета рейса MH17 Малайзийских авиалиний;

7.7. привести Федеральный закон об обороне Российской Федерации в соответствие с мнением Венецианской комиссии по поводу этого закона;

7.8. обеспечить непрерывный украинско-российский контроль над общей государственной границей;

7.9. немедленно освободить всех заложников, военнопленных и незаконно задержанных лиц.

8.
По мнению Ассамблеи, конфликт на востоке Украины может быть решен только политическими методами. Поэтому она приветствует Минское соглашение и протоколы, подписанные Российской Федерацией и Украиной, а также самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками.

Она выражает сожаление по поводу неоднократных нарушений всеми сторонами режима прекращения огня. Она призывает все подписавшиеся стороны соблюдать прекращение огня и полностью выполнять Минские протоколы.

В то же время она выражает глубокую обеспокоенность тем, что Российская Федерация теперь отрицает даже то, что она является участником минского соглашения и протоколов, утверждая, что она является лишь наблюдателем. Ассамблея особо призывает российские власти помочь украинским властям получить контроль над своим участком границы, под международным мониторингом, что является основой политического решения конфликта, как предусматривает Минское соглашение.

9.
Ассамблея глубоко обеспокоена повторяющимися и заслуживающими доверия сообщениями о нарушениях прав человека, в том числе возможных военных преступлениях, совершенных вооруженными повстанцами, а также добровольческими батальонами, которые воевали бок о бок с украинскими вооруженными силами.

Российские и украинские власти должны в полной мере и со всей прозрачностью расследовать любые сообщения о нарушениях прав человека и военных преступлениях, совершенных их гражданами и, в случае наличия нарушений, привлекать их к ответственности в полном соответствии с законом.

10.
Отмечая необходимость решения конфликта путем переговоров, Ассамблея не может не осудить заявление лидера пророссийских боевиков Александра Захарченко от 23 января 2015 года о том, что его силы уже не будут придерживаться соглашения о прекращении огня и не заинтересованы в нем, а также его решение начать наступление с целью занять другую часть Донецкой области, а также город Мариуполь.

Это является серьезной эскалацией конфликта на востоке Украины. Ассамблея также осуждает ракетные удары сепаратистских сил по городу Мариуполю, в результате чего погибли по меньшей мере 30 мирных жителей.

Она настоятельно призывает Россию использовать свое влияние для того, чтобы повстанческие силы вернулись за стол переговоров и полностью придерживались соглашения о прекращении огня, как это предусмотрено в Минских протоколах.

11.
Ассамблея выражает серьезную озабоченность в связи с лишением свободы и обвинением, выдвинутым Российской Федерацией Надежде Савченко, которая является членом Ассамблеи.

Ассамблея считает, что передача ее украинскими повстанцами Российской Федерации и дальнейшее заключение являются нарушением международного права и де-факто похищением. Она требует, чтобы Россия придерживалась своих обязательств согласно международному праву, поскольку та является стороной Генерального соглашения о привилегиях и иммунитетах и Протокола к нему, согласно которым Надежда Савченко как член Парламентской Ассамблеи пользуется европейским парламентским иммунитетом.

Ассамблея призывает российские власти освободить Надежду Савченко в течение 24 часов и обеспечить ее возвращение в Украину или передать ее третьей стороне.

12.
Действия России в Украине продемонстрировали отсутствие у нее желания выполнять свои обязательства касательно отношений с соседними странами. Поэтому с целью развеивания этих опасений Ассамблея призывает российские власти к:

12.1. выполнению резолюции от 2008 года о последствиях войны между Грузией и Россией, разрешению об осуществлении резолюции решения от 2009 года "О войне между Грузией и Россией: год спустя" и прекращению этнических чисток и оккупации грузинских провинций Абхазии и Южной Осетии и предоставлению доступа мониторам Европейского союза в эти регионы;

12.2. устранению любых препятствий для свободного перемещения гражданских лиц по всей линии административной границы между Южной Осетией и Абхазией и остальной частью Грузии;

12.3. неотложной реализации обязательства вывести 14-ю армию и ее оборудование с территории Республики Молдова;

12.4. немедленному исполнению постановления Европейского суда по правам человека по делу "Катан и другие против Российской Федерации и Республики Молдова", связанному с правом на образование с использованием латиницы в школах Приднестровья, а также к воздержанию от бойкота молдавской продукции с целью чрезмерного влияния на внешнеполитический выбор Республики Молдова;

12.5. длительному конструктивному взаимодействию в рамках Минской группы ОБСЕ для того, чтобы найти мирное решение конфликта вокруг Нагорного Карабаха, и к приостановке продажи оружия наступательного характера Армении и Азербайджану до тех пор, пока этот конфликт не будет разрешен.

13.
По мнению Ассамблеи, решение конфликта в Украине не будет возможным без полного участия и соответствующей политической воли РФ. Поэтому Россия должна вступить в конструктивный диалог с Ассамблеей по этому вопросу, а также придерживаться своих обязательств, а том числе перед Советом Европы.

Тем не менее, ПАСЕ подчеркивает, что такой диалог может иметь место, только если российская власть готова принять участие, добросовестно и без предварительных условий, в конструктивном и открытом диалоге с Ассамблеей, в том числе по тем вопросам, взгляды на которые у Ассамблеи и России отличаются. Хотя, к сожалению, сначала предложение такого диалога в резолюции 1990 (2014) была первоначально отклонено Государственной Думой РФ, впоследствии были четкие сигналы, что Дума сегодня готова участвовать в таком конструктивном диалоге с Ассамблеей.

14.
С целью содействия диалогу с Российской Федерацией Ассамблея пока решает ратифицировать полномочия российской делегации.

Но в то же время, четко выражая свое осуждение длительных серьезных нарушений международного права в отношении Украины со стороны Российской Федерации, в том числе Устава Совета Европы и обязательств вследствие присоединения России к этой организации, Ассамблея решает приостановить такие права российской делегации на протяжении всей сессии Ассамблеи в 2015 году:

14.1. право быть назначенным докладчиком;

14.2. право быть членом специального комитета по наблюдению за выборами;

14.3. право представлять Ассамблею в органах Совета Европы, а также во внешних учреждениях и организациях, как на постоянной, так и на нерегулярной основе.

15.
В дополнение к санкциям, изложенным в пунктах 14.1–14.3, Ассамблея решает лишить российскую делегацию права голоса и права быть представленным в Бюро Ассамблеи, Президентском комитете и Постоянном комитете.

Тем не менее, ПАСЕ намерена вернуться к этому вопросу с целью восстановления этих двух прав на сессии в апреле 2015 года, если Россия достигнет заметного и ощутимого прогресса на пути выполнения требований Ассамблеи, сформулированных в этой резолюции в пунктах 4.1–4.4; пунктах 5.1–5.3; пунктах 7.1–7.9; пункте 11; пунктах 12.1–12.4; и полностью сотрудничать с рабочей группой, упомянутой в пункте 17 настоящей резолюции.

16.
Ассамблея постановляет аннулировать полномочия российской делегации на сессии в июне 2015 года, если не будет достигнут прогресс в осуществлении Минских протоколов и меморандума, а также требований и рекомендаций Ассамблеи, выраженных в этой резолюции, особенно в части требований немедленного вывода российских войск из Восточной Украины.

17.
Ассамблея предлагает Бюро рассмотреть вопрос о создании с согласия парламентов заинтересованных сторон специальной рабочей группы с участием спикеров Госдумы РФ и Верховной рады Украины или их представителей, чтобы они могли внести свой вклад в реализацию всех предложений, сделанных в этой резолюции, и сформулировать возможные дальнейшие действия со стороны Парламентской ассамблеи в поддержку осуществления Минских протоколов.