"Как закалялись санкции" – репортаж из Страсбурга

Четверг, 29 января 2015, 10:00 — Сергей Сидоренко, Европейская правда, Страсбург
Фото автора и Совета Европы

Текущая неделя в Страсбурге оказалась, пожалуй, самой напряженной за время участия украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).

И, без сомнения, самой успешной. Результат голосования превзошел ожидания оптимистов.

За двое суток украинцы в корне изменили позицию ассамблеи, которая сначала планировала поддержать Россию.

В среду ПАСЕ с огромным преимуществом поддержала все предложения украинцев, а россияне, как и обещали, в знак протеста покинули данный орган.

Корреспондент "Европейской правды" следил в Страсбурге за изменением настроений европейских парламентариев.

Расклад сил

О том, что настроения в ПАСЕ складываются не слишком проукраинские, было известно еще до начала сессии. Вопрос даже не в том, что депутаты не хотели поддержать Киев – само по себе это не вызвало бы никаких вопросов.

Препятствием оказался шантаж со стороны РФ. Россияне публично предупредили руководство ПАСЕ: в случае, если российская делегация вновь подпадет под санкции, она покинет ассамблею.

Возможно, даже навсегда.

Впервые в истории отношений Москвы и Страсбурга прозвучала идея о полном прекращении членства России в Совете Европы. А это означает не только потерю 8% финансирования органа, но также полное изменение расклада сил на континенте и переформатирование органов СЕ.

Кроме того, существует опасность "эффекта домино" – другие не слишком демократические члены СЕ (Турция, Азербайджан) после потери своего главного партнера могут также задуматься о выходе из организации.

Украине такой вариант также не на пользу, но ключевой задачей в Киеве определили сохранение санкций.

Дело в том, что ПАСЕ в начале апреля 2014 года стала первым международным институтом, который наложил на РФ политические санкции за аннексию Крыма. Сейчас срок их действия истек. Поэтому появилась опасность, что ассамблея станет первым органом, который отменит наложенные на Россию ограничения.

Конечно, ПАСЕ может налагать только политические ограничения, которые не имеют влияния на экономику (как, допустим, санкции ЕС).

Но их сохранение – критически важно. Ведь иначе по "эффекту домино" могут "посыпаться" экономические санкции Евросоюза.

К счастью, в Киеве осознавали опасность, поэтому в Страсбург отбыл полный состав украинской делегации (12 депутатов). В полном составе сюда и прибыла российская делегация, да еще и в сопровождении "тяжелой артиллерии" – спикера Госдумы Сергея Нарышкина.

"15 евро за убийство"

В начале недели россияне излучали оптимизм. Никаких сомнений в том, что они получат поддержку зала, у них, кажется, не было.

На стороне России оказались глава мониторингового комитета ассамблеи, австриец Штефан Шеннах и президент ПАСЕ Анн Брассер. Последняя даже запретила проводить во Дворце Европы выставку фото из Донбасса и откровенно признала, что не хочет раздражать россиян.

Причем привычный для украинцев термин "купленные Кремлем" здесь точно не работает.

Ни один из названных политиков не является "пророссийским". Вопрос только в политической целесообразности и национальном менталитете.

Брассер родом из Люксембурга, и это более чем важно. Эту страну в Киеве не относят к числу "проблемных", потому что она никогда не ветирует европейские решения во внешней политике. В то же время мифы Russia today здесь очень распространены. Автору недавно пришлось встречаться с представителем МИД Люксембурга, которая убеждала, что в Украине – гражданская война, причина которой – в желании Востока вернуть президента Януковича (?!).

Конечно же, Брассер имеет и другие источники информации, но не стоит удивляться тому, что она лично приложила немало усилий для возвращения РФ в сессионный зал Ассамблеи.

Социалист-австриец Шеннах, который готовил проект решения по России, был настроен к РФ значительно критичнее – в его докладе Кремль назван едва ли не мировым агрессором. Но надо быть социалистом (которые обычно не оскорбляют Россию) и надо быть австрийцем (которые пытаются избежать конфликта любой ценой), чтобы после сверхжесткой мотивировочной части предложить вывод – снять с россиян санкции минимум на полгода.

Штефан Шеннах во время дискуссии в среду. Фото ПАРЄ

Именно таким оказался документ Шеннаха.

И, что самое главное, еще во вторник утром Страсбург был готов к такому сценарию примирения с россиянами.

На заседании мониторингового комитета проект Шеннаха поддержало большинство депутатов из разных партий и от всех стран, кроме восточноевропейских. Украинское предложение сохранить санкции пролетело.

Источники говорят, что даже шведы и норвежцы – традиционные друзья Киева – поддержали "пророссийский" вариант.

Россияне уже праздновали победу. Нарышкин на пресс-конференции объявил, что убежден – ПАСЕ снизит уровень санкций. А Россия за это "великодушно" согласится остаться в ассамблее. "Потому что если мы уйдем – это будет во вред и Европе, и даже Украине", – пояснил он.

Уже впоследствии – во время дебатов на пленарном заседании, когда победа Киева была близка, – глава украинской делегации Владимир Арьев метко подметил:

"Вы посмотрите на тональность документа. Между частью доклада, где изложены факты, и выводами резолюции просто нет связи. Это как назначить штраф 15 евро за убийство!"

Но на тот момент – в понедельник и во вторник – это мало кого интересовало. Ассамблея хотела сохранить россиян. Любой ценой.

Торг за Савченко,
торг против Савченко

Более того, россияне решили, что победа настолько гарантирована, что они могут даже отказаться выполнять кулуарные обещания.

Очевидно, что в конечном итоге это стало одной из причин их поражения.

Речь идет о непубличных переговорах о судьбе Надежды Савченко – украинской летчицы, а с недавних пор – народного депутата, которая находится в российской тюрьме. Савченко включили в украинской делегации в ПАСЕ, чтобы она получила дипломатический иммунитет. Ассамблея, конечно же, заняла сторону Украины, требуя отпустить украинку.

Еще в понедельник – по требованию некоторых влиятельных представителей ПАСЕ – россияне всерьез размышляли над идеей освободить Надежду. Они даже проголосовали за соответствующую поправку к резолюции по Украине и проводили переговоры с депутатами ПАСЕ, декларируя возможность ее освобождения.

Но уже во вторник утром – после утверждении "пророссийского" проекта решения на комитете Шеннаха – представители РФ отказались от своих слов. Нарышкин объявил, что этот вопрос даже не дискутируется.

Не в пользу россиян сыграл категорический отказ украинской делегации рассматривать возможность того, чтобы судьба Савченко была предметом торга.

Собственно, после этого среди европейских депутатов в ПАСЕ произошел перелом.

Сам факт того, что Россия рассматривает Савченко, по сути, в качестве заложника, сыграл против Москвы. Так что когда в среду во второй половине дня россияне снова попытались вернуть "вопрос Савченко" в перечень предложений для торга (теперь уже публично!), это лишь ускорило ухудшение их позиций.

Таким образом, буквально за сутки удалось развернуть настроения ассамблеи от пророссийских к антироссийским.

А уже в начале обсуждения стало очевидно, что Россию ждет фиаско. Ассамблея была четко настроена против россиян. Лучше всего это продемонстрировала реакция зала на протест российского депутата Железняка, который обнаружил, что не может голосовать, забыв, что россияне по правилам ПАСЕ не могут голосовать по резолюции в отношении себя.

К слову, в России этот эпизод восприняли болезненно. Russia Today распространила его под заголовком: "Как унижали российскую делегацию в ПАСЕ", а позже и вовсе удалила его со своего канала в youtube. 

А точку в заседании поставила президент ПАСЕ Анн Брассер.

Уже после голосования, когда россияне в знак протеста покинули зал, она забыла выключить микрофон и обратилась к коллегам в президиуме с простым человеческим вопросом: "Кто хочет выпить?"

Расслабиться после этого безумного дня хотели все...

Составляющие победы

Украинские депутаты не скрывают, что сами не ожидали такого успеха и такой поддержки зала – резолюцию поддержало 160 депутатов при 42 против.

"Сначала мы считали голоса политических групп. Социалисты, допустим, были против, и так далее. Но в итоге распределение голосов оказалось сложнее. Даже среди социалистов большинство нас поддержало", – пояснил "Европейской правде" Сергей Соболев.

Еще интереснее оказалось изменение позиции представителей Европейской народной партии.

Во вторник утром лидер ЕНП в ПАСЕ Педро Аграмунт проголосовал на комитете за пророссийский вариант резолюции. Это для нашей делегации было похоже на катастрофу, ведь немало депутатов ориентируются на позицию лидера политгруппы.

Но ЕНП – партия-побратим "Батькивщины" – считается последовательным сторонником Киева в противостоянии с Россией!

Наконец, звонки из брюссельской штаб-квартиры партии и эмоциональная дискуссия в Страсбурге дали результат: ЕНП поддержала резолюцию почти единогласно, против голосовали только турки.

К слову, итоговое распределение голосов имело четкую географическую окраску. Россиян поддержали только их давние партнеры в ПАСЕ – армяне, азербайджанцы, турки, киприоты, сербы, австрийцы и (в меньшей степени) еще несколько стран.

Отдельно хочу добавить еще одну важную составляющую. Впервые за последние пять, а может и десять лет украинская делегация действительно эффективно работала на победу – в кулуарах, в рабочих группах. Как отметил один из дипломатов в частной беседе с ЕвроПравдой, "наконец-то депутаты приехали в Страсбург не только для того, чтобы твитнуть свое фото и подпись "Я отстаиваю интересы Украины в ПАСЕ". Впервые на моей памяти была настоящая работа, к которой причастен практически каждый".

Что дальше и что потеряно

Как всегда, ни одна победа не дается без потерь. И эта – не исключение.

При таком развитии событий в Страсбурге освобождение Савченко становится значительно менее вероятным. Кремль чисто из мести может сознательно продлить ее пребывание под стражей. А счет идет на дни – как известно, Надежда уже давно объявила голодовку...

Правда, никто не даст гарантии, что даже при другом сценарии она могла выйти на свободу. Ведь даже на текущей сессии россияне однажды "кинули" ассамблею по этому вопросу – сначала обсуждали возможность освобождения украинки, а впоследствии объявили, что этот вопрос не дискутируется.

Что касается политических последствий, то наибольшей угрозой является возможный выход России из Совета Европы.

Это означает, что Россия отзовет свою подпись под Европейской конвенцией по правам человека. И, соответственно, на нее больше не будет распространяться действие решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). А в этой организации, напомним, находится несколько многомиллиардных исков от Украины к РФ в связи с аннексией Крыма.

Хотя, давайте будем честными с собой: не факт, что Россия выплатила бы Киеву эту компенсацию даже после решения ЕСПЧ...

Да и сейчас никто толком не знает, что стоит за заявлениями о возможном выходе России из СЕ – действительно ли Москва имеет такое намерение или это просто очередной блеф.

* * * * *

А в заключение позвольте привести эмоциональную цитату члена ПАСЕ Ирины Геращенко, которая появилась ночью – видимо, во время празднования победы украинской делегацией.

"Российские депутаты беснуются. Мы – испытываем глубокое моральное удовлетворение. Еще одна оплеуха стране, которая скоро станет мировым изгоем", – написала народный депутат.

И это, похоже, правда.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.