Новые вызовы МИДа – "автотроллинг" дипломатов и некорректные бизнес-запросы

Среда, 19 августа 2015, 12:36 - Сергей Сидоренко, Европейская правда

"Европейская правда" публикует еще одну (хотим верить, что заключительную) редакционную статью по мотивам расследования об украинских дипломатах, которые порой игнорируют потребности украинских экспортеров.

Мы уже писали, что наша публикация подняла настоящую бурю в МИД – дипведомству нелегко побороть устоявшийся принцип "своих не наказываем". В центральном аппарате МИД оказалось немало тех, кто предлагал "дождаться, пока стихнет" и как максимум – объявить выговор кому-то из антигероев публикации.

По нашим данным, произошло иначе – по крайней мере один из фигурантов черного списка был уволен, в консульстве в Бонне также произошли изменения.

Но главное не это.

Ключевое то, что в МИД готовятся к системным изменениям.

В частности, к изменению принципов работы дипппредставительств с украинскими экспортерами. И очень вовремя, ведь

дипведомство попало сразу под две волны – существенно выросло число запросов бизнеса и начался троллинг министерства недовольными сотрудниками.

Так что сейчас - лучшее время чтобы разрубить узел, который наращивали годами.


Тролли с Михайловской площади

Об атаке ботов на МИД "Европейская правда" узнала из собственного почтового ящика – один из авторов, назвавшийся Александром Григорьевым, добавил редакцию в копию своей переписки с МИД, где он представился производителем кроличьего меха и попросил "подобрать ему иностранных покупателей" – не приведя при этом никаких деталей, даже названия своей компании.

А когда мы начали переписку с "владельцем кроликов", то выяснили, что тот неплохо владеет дипломатическим сленгом :)

Дипломат (а мы не сомневаемся, что речь идет именно о представителе МИД), который "троллил" собственное ведомство, продолжил отправлять письма в МИД с копией на ЕвроПравду, настаивая, что министерство должно "ответить по существу" и найти для него бизнес-партнеров, даже без уточнения содержания запроса.

"Кроликовод" стал не единственным дипломатом, который решил добавить нагрузку своим коллегам.

"Коллеги из МИД признаются, что после публикации ЕвроПравды поднялась настоящая волна запросов и непонятно, все ли они правдивы. И главное – еще не существует системы, которая позволяет идентифицировать ’ложные’ обращения", - рассказала Иванна Климпуш-Цинцадзе, первый заместитель председателя комитета ВР в иностранных делах.

В МИД нашему изданию подтвердили, что в течение последнего месяца количество запросов в министерство и посольства выросла вдвое, а некоторые дипмиссии вообще столкнулись с настоящей лавиной обращений.

Так, посольство в США ранее поступало 1-3 запроса на неделю, теперь – 2-4 письма в день. Во Франции и Сербии количество "обращений бизнеса о помощи" выросло в 3-5 раз.

Складывается впечатление, что кто-то из представителей дипкорпуса, не довольных тем, что дипведомтво "заставляют" помогать экспортерам, решил довести ситуацию до абсурда, лишь бы нововведения не прижились.

И проблема – не только в фейковых запросах.

К сожалению, реальные обращения бизнеса – которых тоже стало значительно больше – также вызывают недоумение. 

"Английский не знаю, сайта нет.
Найдите мне покупателей"

Цитата, вынесенная в заголовок этого раздела – не шутка, а реальность.

Вроде и очевидно, что компания, которая намерена найти партнера на Западе, просто обязана иметь вебсайт. И не только на русском, но также на английском (или на языке той страны, где хочет работать). Но на практике – полно запросов от производителей, которые вообще не представлены в сети.

К примеру, редакция имеет в распоряжении письмо от реально существующего производителя меда из Киевской области. Компания не имеет сайта, которая даже на украинском написала в МИД крайне зупутанное письмо и не смогла сформулировать, чего именно она хочет, в то же время, бобмардирует посольства и центральный аппарат МИД просьбами об абстрактной "помощи в выходе на международные рынки"

"Распространены случаи, когда компании в обращении пишут: "готовы экспортировать продукцию, найдите партнеров". Но когда в ответ посольство направляет письма с просьбой уточнить запрос и предоставить конкретные коммерческие предложения, переписка на этом заканчивается", - рассказал "Европейской правде" Алексей Макеев, политический директор МИД.

Отдельная проблема (и она, как утверждают дипломаты, не новая, такие просьбы поступали и раньше) – это запросы от реальных компаний, которые хотели бы превратить дипучреждения на свои зарубежные филиалы, поручив дипломатам вести бизнес вместо них.

"Поиск конкретных партнеров не может быть требованием бизнеса к посольству. Дипломаты не должны искать и устанавливать бизнес-связи для конкретной компании", - уверена Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Бывший консул Украины в Стамбуле Богдан Яременко, который является основателем "Майдана иностранных дел", говорит, что одной из причин является несистемность экономической дипломатии в государстве – принципы и подходы государства в этой сфере постоянно менялись.

"В свое время мы говорили об экономизации внешней торговли, то есть занимались внешней торговлей. Иногда – боролись с коррупцией (то есть ограничивали вовлеченность дипломатии в бизнес-вопросы). А иногда – и то, и то делали одновременно", - рассказывает Яременко.

Однако провести грань между "допустимым" и "недопустимым" – крайне сложно.

"Нет ответа на этот вопрос в законодательстве, нет даже единой практики в разных государствах.

Кто-то считает, что как получил запрос – надо бросать все и начинать искать бизнес-партнеров. Особенно это было популярным в период раннего Януковича. В то же время в большинстве государств дипломатия является проводником системных интересов бизнеса – то есть, когда есть системные проблемы, то их нужно решать", - говорит Богдан Яременко.

Еще один вопрос, относительно которого нет согласия – все ли предприятия могут в равной мере рассчитывать на помощь дипломатов.

"Европейская правда" придерживается мнения, что все предприниматели являются равными в правах; более того, малому бизнесу поддержка нужна чаще, чем крупным компаниям, которые имеют международные отделы. Но и в системе МИД, и за его пределами нам приходилось слышать другое мнение.

"В МИД должны сформулировать критерии, когда помощь может быть предоставлена", – считает Иванна Климпуш-Цинцадзе.

"Должен быть четко сформулирован запрос. Бизнес должен иметь положительную историю на украинском рынке. Конечно, есть вопросы, как это определять; возможно, критерием должно быть членство в бизнес-ассоциациях", – предлагает она.


Выход из пике

Как бы там ни было, ситуация, сложившаяся в отношениях дипломатии и бизнеса, должна быть разрешена. При чем – как можно быстрее. Потому что экспортеры (а тем более – малые и средние компании) действительно нуждаются в помощи; в то же время, недопустимо, чтобы МИД "завалился" под лавиной сомнительных обращений.

Как выяснилось, в дипслужбе есть "история успеха" в этой области. Миссия Украины при Евросоюзе (которую до недавнего времени возглавлял Константин Елисеев) еще в прошлом году запустила программу помощи украинским экспортерам.

"К нам пришел запрос от небольшого производителя перепелиных яиц, который спрашивал о нормах ЕС, требованиях к экспортерам. Мы сначала сказали, что не специалисты в этой сфере и посоветовали обращаться в Госфитослужбу.

Но те предприниматели в ответ упрекнули: мол, ну вот, если вы в Брюсселе не можете разобраться, то что говорить о нас – здесь, в Царичанке.

Мы помогли им и решили, что таких "царичанських компаний", которым нужна помощь, на самом деле может быть много. И даже ссылки на регламенты ЕС по их продукции – полезны для них", - рассказал "Европейской правде" Евгений Пикалов, второй секретарь представительства Украины при ЕС. Европейская правда уже сообщала, что в Брюсселе открыли центр поддержки украинских экспортеров и с тех пор - готовы предоставлять консультации по электронной почте, и не только.

По его словам, теперь приходится помогать украинским компаниям (преимущественно небольшим, но порой за консультацией обращаются и крупные корпорации) разобраться с тарифным или нетарифным регулированием ЕС, проанализировать текущие объемы торговли тем или иным товаром, сориентировать относительно существующих инструментов финансовой поддержки ЕС, доступных для украинского бизнеса.

"Важным также является проработка запросов о тематических мероприятиях (выставках) в соответствующем секторе", - добавляет он.

И самое главное – в представительстве Украины в Брюсселе уже имеют "алгоритм отсеивания" ложных запросов. И он реально работает.

Так, "Європейская равда", когда готовила свое первоначальное расследование, не смогла отправить обращение в Брюссель, потому что данные, которые просит посольство, может предоставить лишь реально существующая компания.

Этот опыт в Киеве обещают распространить на все дипучреждения.

"Сейчас все ждут от МИД алгоритма действий, который позволял бы отсеивать неприемлемые запросы. Ряд ключевых посольств готовы предложить алгоритмы, исходя из собственного опыта.

Как первый шаг, мы уже создали создали вопросник для бизнесменов, который мы сразу просим их заполнить", - рассказал политический директор МИД Алексей Макеев.

"Европейская правда" видела проект опросных листов, которые МИД и посольства отныне буду присылать для заполнения всем бизнесам, просящим о помощи дипведомства. В них – не только стандартные анкетные данные и информация об англоязычных контактных лиц, но и специфические данные о товаре.

К примеру, классификация товара, что ожидается экспортировать, по международным кодификаторам HCDCS, имеющиеся сертификаты качества, и тому подобное.

Для того, кто действительно готов экспортировать, эти данные – не проблема. Даже для малого бизнеса. А тот, кто только задумывается об экспорте, должен понять, что это - сложнее, чем отвезти товар на базар в соседнюю область.

Пределы допустимого

В то же время, даже при новом порядке (надеемся, что процесс не остановится и заработает на практике!) остаются неясными пределы помощи, которую государство может предоставить экспортерам.

Посольства точно не получат полного и категорического запрета на практическую помощь бизнесу – ведь системообразующие предприятия (допустим, "Антонов", "Турбоатом" или заводы оборонки) по определению должны пользоваться поддержкой дипкорпуса – слишком большие контракты они могут принести.

По мнению Иванны Климпуш-Цинцадзе, "правильный" путь – радикальное увеличение помощи экспортерам, но он требует как минимум увеличить штат диппредставительств.

"Сейчас у посольств очень ограниченные возможности.

Нужно менять и бюджет МИД, менять системы, и посылать дополнительных людей в посольства, тогда мы сможем обеспечить достойную защиту нашего производителя. Тогда можно будет "брать за руку" экспортера и помогать ему так, как другие посольства помогают иностранным компаниям в Украине", - говорит народный депутат.

И при нынешней привычке Минфина экономить "на спичках" даже в ущерб экономике, надежд на это не много.

Поэтому в каждом конкретном случае, скорее всего, решение будет принимать посольство.

Именно так сейчас действует миссия при ЕС: там предупреждают, что не обязаны "искать партнера", но порой могут признать просьбу обоснованной.

"Мы не являемся коммерческими агентами, которые в полной мере владеют спецификой бизнеса в том или ином секторе, и не можем делать бизнес вместо компаний.

В Европе существует целая индустрия соответствующих услуг, предоставляемых отраслевыми профессионалами. В то же время в зависимости от запроса мы можем предоставить перечень некоторых европейских компаний, активных в секторе заинтересованности, с которыми дальше украинские экспортеры должны контактировать уже самостоятельно", - рассказали "Европейской правде" в диппредставительстве.

Хотя на практике – исходя из нашего предварительного расследования – это будет означать, что некоторые посольства будут работать в полную силу, помогая украинцам выйти на рынок Евросоюза. А в некоторых – предпочтут "отфутболить" бизнесменов, которые просят слишком много.


"Европейская правда" будет следить за развитием событий в этой сфере.

Мы также готовы предоставить представителям МИД право на ответ и разъяснение на страницах нашего издания нового порядка взаимодействия потенциальных и действующих экспортеров с дипломатическими миссиями Украины.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор Европейской правды