Визовый прорыв в Раде – почему ЕС закроет глаза на скандальные нормы

Пятница, 19 февраля 2016, 13:18 - Сергей Сидоренко, Европейская правда

Четверг 18 февраля стал без преувеличения историческим днем на пути Украины к безвизовому режиму.

То, что произошло в парламенте, можно сравнить разве что с 18 декабря, когда Еврокомиссия дала положительное заключение о готовности Украины к безвизовому режиму.

Аналогия четкая. И теперь, и два месяца назад можно говорить о победе Украины. Неожиданной победе – еще за сутки до того была огромная вероятность, что все закончится поражением.

И снова – сегодня, как и два месяца назад, – до отмены виз "остается несколько шагов".

И вновь – как тогда – желание украинских политиков скрыть свои доходы может не только сорвать безвизовый, но и тормозит выделение Украине 600 млн евро.

Но свои деньги для народных депутатов – ближе и роднее, чем чьи-то там визы.

И тем не менее, ситуация не катастрофическая. "Европейская правда" получила сигналы о том, что ЕС готов закрыть глаза на отдельные проблемы, и у Киева достаточно аргументов, чтобы отстоять свою правоту.

Хотя без изменений в закон о декларациях не обойдется. Депутаты будут вынуждены исправить самые позорные нормы – так же, как на этой неделе исправляли ошибки, сделанные прошлой осенью.

Зачем Рада играет в игру "опозориться, чтобы потом исправиться" – объяснить сложно. Очевидно, верх берет привычная мысль "попробуем обмануть ЕС – авось не заметят". Но сейчас есть смысл подвести промежуточные итоги: когда возможна отмена виз на практике и что нужно сделать, чтобы это стало реальностью.

А также – поскольку страна должна знать своих героев – перечислим, кто в последние дня приложил больше всего усилий, чтобы сорвать безвизовый режим. Хотя, конечно, боролись они не с безвизовым, а с внедрением антикоррупционных механизмов.

Подробнее об этом и другом – в статье "Европейской правды".

В чем неожиданность?

О принятых в четверг трех "безвизовых законах" слышали все, но добавим несколько деталей. Итак, Верховная рада в четверг приняла три закона (точнее, изменения в принятые ранее законы): о прокуратуре, о Нацагенстве по возврату и управлению незаконно выведенными активами и о спецконфискации и аресте имущества.

Все три входят в "антикоррупционный блок" законопроектов, принять которые требует Евросоюз.

И не просто требует.

За последние годы не было ни одной такой ситуации: за три дня ЕС сделал три заявления по поводу этих проектов. С четким сигналом: их принятие в другой редакции принесет Киеву проблемы.

Но несмотря на это, принятие антикоррупционных законов до последнего момента было под большим вопросом. В среду ЕС полностью проиграл важный раунд кулуарного соревнования. Профильный комитет ВР под руководством Андрея Кожемякина принял законы в редакции, которая шокировала ЕС. Причем – на удивление – Кожемякин оказался... лоббистом интересов Генпрокуратуры.

Один из примеров: по итогам рассмотрения комитет и лично Кожемякин продвигали идею о том, чтобы штат Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) формировался исключительно из сотрудников старой, нереформированной прокуратуры; из тех, кто не меньше 5 лет проработал в системе.

Антикоррупционным активистам, адвокатам, другим независимым юристам путь в систему просто закрыли.

Идея об усилении "прокурорских" полностью совпадала с предложениями президента, который перед тем подал в ВР законопроект, дающий генпрокурору право ветировать назначение любого специалиста, который перед тем выиграл конкурс и уже прошел спецпроверку со стороны СБУ.

"Обновление прокуратуры? Нет, не слышали"...

И то, что ЕС накануне выступил с отдельным заявлением о недопустимости усиления роли ГПУ, никого не интересовало.

Похожая история была с законом об аресте активов и спецконфискации. Правда, здесь проект Порошенко отвечал требованиям ЕС, но немало депутатов, в том числе и из БПП, были против. И, наконец,

в Раде развернулась настоящая кампания, направленная на срыв принятия этого закона.

Ее лидерами стали депутаты от "Батькивщины" – снова близкий соратник Юлии Тимошенко Андрей Кожемякин, еще один депутат от "Батькивщины" Сергей Власенко, член пропрезидентской БПП Николай Паламарчук и член "Самопомощи" Елена Сотник.

Ведущие представители сразу нескольких якобы проевропейских фракций внесли ряд поправок, которые, по сути, уничтожали закон. И неважно, что их претензии были по большей части неправдивыми, неважно, что ЕС прямо заявил: закон разработан вместе с европейскими экспертами, и его изменение сорвет безвизовый. Несмотря на все это, кампания продолжалась, и комитет также принял правки, которые ЕС считает недопустимыми.

"Волшебный пендель"
как инструмент европеизации Украины

Еще в среду многим казалось, что игра проиграна... Один из ведущих экспертов в области безвизового диалога Александр Сушко даже написал эмоциональный блог о "технологии провала безвизового режима на финише".

Но что-то случилось в последнюю ночь.

Похоже, был запущен механизм, который в дипломатической системе носит не очень цензурное и несколько русифицированное название – "волшебный пендель".

Этот инструмент влияния не раз спасал евроинтеграцию Украины. Как правило, он адресуется украинскому президенту и идет или из Брюсселя, или из Вашингтона, или из Берлина (порой – через письмо из столицы, которое передает посол).

Президент передает "волшебный пендель" дальше, своим соратникам, и в конце концов удается донести сигнал до конкретных исполнителей.

Как работал данный инструмент в этот раз, доподлинно неизвестно, но результат очевиден.

Во время заседания ВР, когда начали рассматривать закон о прокуратуре, лидер пропрезидентской фракции Юрий Луценко неожиданно взял слово и объявил: он отказывается от поправок, которые вызвали возмущение ЕС. Взамен просит утвердить альтернативные нормы, которые еще накануне всеми силами пытался остановить.

"Согласно последним консультациям с нашими европейскими партнерами, я прошу снять мою поправку, а поправку (Егора) Соболева и других коллег поставить на подтверждение и проголосовать "за", – коротко обосновал позицию Луценко.

Во время рассмотрения других законов история повторилась. Подавляющее большинство депутатов поддержало все проекты в "европейской редакции". Ни одна из правок Кожемякина, Власенко, Паламарчука и Сотник не была одобрена. Хотя еще накануне зал парламента придерживался противоположной позиции.

Реалии и мифы электронного декларирования:
каким будет компромисс

Так что, теперь все препятствия сняты?

Нет, остается еще две проблемы на пути к отмене виз. Но – крайне важные.

И чтобы в Киеве не делали вид, что не знают о них, Евросоюз напомнил об этих проблемах в отдельном заявлении посла Яна Томбинского, распространенном в четверг вечером.

Чтобы получить безвизовый, Украина должна:

1) изменить законодательство об электронных декларациях;
2) запустить работу Нацагентства по предупреждению коррупции.

Со вторым пунктом ситуация самая простая. По требованию ЕС Нацагентство должно заработать до конца марта, конкурс по доформированию его состава уже идет. Мы успеваем уложиться в этот срок, если только правительство не будет срывать его запуск, проталкивая "своих" кандидатов, как было уже дважды в прошлом году.

Некоторые тревожные звоночки есть – в МИД и в Раде хотят, чтобы Агентство заработало уже сейчас в урезанном составе (с тремя членами), хотя это невозможно: один из тройки, депутат Виктор Чумак, отказался от работы в ее составе. Но наш прогноз – здесь больших проблем не будет.

С законом об электронных декларациях все сложнее. ЕС четко заявил: с таким законодательством безвизового не будет.

Но, как это часто бывает, здесь реальные проблемы обросли мифами.

"Европейская правда" разобралась в ситуации, и мы можем с уверенностью говорить:

большинство правок скандального закона №3755, наконец, будут согласованы с Евросоюзом. Несмотря на вопиющие нарушения процедуры и на протесты антикоррупционных активистов.

Коротко напомним, о чем идет речь.

Во вторник Рада приняла изменения в закон об электронном декларировании. Депутат Вадим Денисенко (БПП) с голоса зачитал страницу юридического текста, предложил считать зачитанное законопроектом и принять сразу в двух чтениях. И хотя у депутатов этого предложения не было на руках(!!!), за одобрение закона нашлось 238 голосов.

Окончательного текста принятого закона нет до сих пор – уже проголосованный Радой закон "прорабатывается и дорабатывается" в комитете.

Причем было очевидно, что речь идет не о косметических изменениях. "Закон Денисенко" радикально изменил всю систему предотвращения коррупции.

Так, требование о декларировании доходов, которое до сих пор распространялась на всех родственников депутатов, госслужащих или должностных лиц местного самоуправления, отныне действует исключительно для "жены/мужа, детей и родителей, если те проживают вместе с этим чиновником".

Расходы на имущество, в котором депутат проживает, но не прописан, теперь выпали из электронной декларации.

Порог декларирования ценностей повышен с 70 до 200 тысяч гривен (то есть с 50 до 150 минимальных зарплат). 200 тысяч – это же карманные расходы, правда?

Уголовная ответственность за ошибки в декларациях отложена на 2017 год, да и вообще остается неясно, заработает ли механизм электронных деклараций в 2016 году.

И, наконец, Денисенко и другие депутаты, которые выступили в поддержку этого проекта (а он, как выяснилось, получил "добро" от руководителей ряда фракций), откровенно соврали о том, что их предложение согласовано с ЕС.

Возмущение европейцев и антикоррупционных экспертов было ожидаемым, но есть нюансы...

Похоже на то, что в итоге Киев сможет доказать Евросоюзу необходимость в некоторых "нововведениях Денисенко". Причем в ВР согласились пойти на компромисс в отдельных нормах. То есть выбран вариант: "сделать катастрофически плохо, а потом улучшить и назвать это компромиссом".

"Ждем реакции ЕС с конкретными замечаниями сразу после того, как наши партнеры получат текст. ВР еще физически не отослала нашим европейским партнерам полный текст проголосованного закона", – пояснила в Facebook Ирина Геращенко, председатель комитета по евроинтеграции.

В частности, норму об уголовной ответственности только с 2017 года, скорее всего, оставят в законе. У Украины есть четкий аргумент: уголовное преследование не является стандартным требованием Евросоюза. И потому наказывать нас за неисполнение требования – неправильно.

С декларированием доходов детей-братьев-сватов и прочих родственников тоже есть нюанс. Не всегда чиновник может заставить своего родственника заполнять декларацию – порой даже близкие родственники не являются друзьями. И, основываясь на этом, в Киеве надеются достичь компромисса с ЕС.

Еще одна скандальная норма – индульгенция в отношении всех доходов, полученных до 2016 года. По сути – амнистия в отношении незаконно приобретенного имущества. Киев будет объяснять, что украинские госслужащие могли, например, потерять документы. Шанс на то, что ЕС пойдет на компромисс – очень велик.

Ведь, будем смотреть правде в глаза: если представительство ЕС в Украине видит и чувствует, как работают в Украине коррупционные схемы, то Брюссель часто готов закрыть глаза на проблемы.

Желание европейского руководства предоставить Украине безвизовый режим – действительно велико. И граница компромисса регулярно сдвигается.

И, наконец, надо признать, что некоторые нормы антикоррупционного законодательства действительно нуждаются в смягчении. Даже после принятия закона №3755.

"Сейчас в законе есть запрет на пользование бесплатными услугами. Либо, если я пользуюсь ими, то должна заплатить налог, – рассказала ЕвроПравде Иванна Климпуш-Цинцадзе. –

Простой пример: меня сейчас позвали в Европарламент за счет ЕС, а дальше я должна лететь в Берлин по приглашению немцев. По закону, теперь я должна узнать, сколько стоит перелет и отель, и заплатить с этой суммы налог.

У меня есть выбор – не ехать и не представлять позицию Украины или платить немалый налог за свою поездку. Разве это нормальная ситуация?"

Поэтому наш прогноз – закон об электронном декларировании еще будет меняться. И остается надеяться, что новые изменения будут согласованы с ЕС, а не станут таким "сюрпризом", как "закон Денисенко".

Причем вариант того, что Рада проигнорирует требования ЕС к закону №3755, мы не рассматриваем всерьез. От того, будет ли внедрено электронное декларирование уже в 2016 году, зависит макрофинансовая помощь ЕС (третий транш в 600 млн евро) и финансирование МВФ (а это вообще – миллиардные суммы). Поэтому компромисс наверняка будет найден.

Так когда же отменят визы?

И наконец – о самом интересном.

В МИД не комментируют ожидаемую дату отмены виз для Украины и объясняют: сейчас ведется борьба за то, чтобы в Брюсселе рассматривали в пакете вопрос об отмене виз для Украины и Грузии.

"Наша цель – быть вместе с Грузией в одном законодательном предложении Еврокомиссии к Совету ЕС (по отмене визового режима для краткосрочных поездок)", – заявила "Европейской правде" после завершения голосования заместитель министра иностранных дел по вопросам евроинтеграции Елена Зеркаль.

Дело в том, что мы уже имеем неприятный опыт "разрывания пакета" – к 2013 году в ЕС планировали отменить визы для Кишинева и Киева. Но из-за нашего "торможения" две страны разделили.

В итоге граждане Молдовы ездят в Европу без виз с 2014 года, а у нас до сих пор нет такого права.

Но учитывая, что в четверг Рада действительно сделала прорыв (неожиданный даже для Евросоюза), сейчас шансы на успех действительно велики.

Еврокомиссия уже на этой неделе может передать в Совет ЕС украинско-грузинское предложение о безвизовом режиме.

И теоретически, исходя из процедур ЕС, это позволяет Евросоюзу отменить визы для Украины и Грузии уже в апреле. Для этого Совет ЕС должен принять такое решение на своем заседании 10-11 марта.

Но на практике на это надеяться не стоит. В Европе привыкли к "кидкам" со стороны Киева и, скорее всего, дождутся, когда Рада примет согласованные поправки к закону об электронном декларировании. К тому же, до 10 марта НАПК точно не успеет начать свою деятельность.

Поэтому самым реалистичным прогнозом остается лето – следующее заседание Совета ЕС по вопросам юстиции, свободы и безопасности (профильный орган) состоится 9-10 июня. А это позволяет рассчитывать, что на практике безвизовый начнет действовать в конце июля.

И, наконец, остается наиболее оптимистичный вариант - если ЕС ну ооочень захочет предоставить Украине безвизовый и проведет решение через "непрофильный" Совет Евросоюза.

Это юридически возможно, хотя и менее вероятно. В этом случае получим экономию в месяц-полтора и уже в начале лета визы могут быть отменены "де-факто". Но этому должны предшествовать действительно искренние действия Украины в антикоррупционной сфере - чтобы лишить наших противников последних аргументов.

А нам остается следить за действиями власти – чтобы не было "кидка" с выполнением оставшихся требований. А еще – попросить прощения у грузин за то, что из-за Украины им придется лишних три месяца ждать безвизовый режим для своих граждан.