Заложники словацкого неба: когда заработает аэропорт Ужгорода

Вторник, 28 августа 2018, 09:46 - Денис Фазекаш, "ПроЗахід", Ужгород

"Европейская правда" реализует проект поддержки региональных СМИ, которые хотят освещать тематику ЕС. Мы републикуем некоторые статьи, вышедшие в региональных СМИ в рамках этого проекта. Для вас – публикация из Закарпатья от нашего партнера, издания ПроЗахід..

* * * * *

Одна из самых актуальных тем в Ужгороде – работа аэропорта. Точнее, ее восстановление. Единственный пассажирский аэродром в области с 2016 года принимает только чартеры и экстренные рейсы. Регулярных полетов нет. Уже два года о его восстановлении говорят практически все: от президента до руководителя области, от профильного министра до мэра соседнего областного центра.

Но от разговоров ни ужгородцы, ни гости Закарпатья летать не начнут.

Но наконец конкретика появилась – она ​​пришла из Европы. И учитывая специфику местного аэропорта, это очень обнадеживающие новости.

Почему в Закарпатье не летают?

Аэропорт Ужгорода уникален. Хотя бы потому, что расположен близко к Словакии – взлетную полосу от границы отделяют пару сотен метров. А еще это – единственный в Украине аэропорт, который принимает и отправляет самолеты, используя воздушное пространство другого государства. Из-за застройки прилегающей территории самолеты не могут сесть со стороны города, так что пилот должен сначала залететь на территорию Словакии, развернуться и только потом приземлиться в Ужгороде.

В аэропорту "Ужгород" один терминал и одна асфальтовая взлетно-посадочная полоса длиной 2038 м и шириной 40 м. В последние годы в аэропорт осуществляла рейсы только авиакомпания "Мотор Сич", обслуживавшая маршрут "Киев-Ужгород".

До 2016 года аэронавигация возле аэропорта регулировалась межправительственным соглашением между Украиной и Словакией, которая позволяла такие маневры. Соглашение завершилась, и с тех пор взлет и посадка воздушных судов в аэропорту выполнялась исключительно "по правилам визуальных полетов".

Простыми словами, пилот должен был действовать без подсказок диспетчеров: сам, на глаз, определял, где взлетная полоса, и садился.

Если же в Ужгороде была непогода, туман или просто низкая облачность, то самолет элементарно не мог сесть. Именно поэтому регулярные рейсы и прекратили. Ведь в случае непогоды самолет вынужден был садиться в соседнем аэропорту – в частности, во Львове, а авиакомпания обязана была отвозить в Ужгород пассажиров (еще и недовольных) другим транспортом.

Однако долго так продолжаться не могло. В конце концов, отсутствие аэропорта в целом регионе – не слишком безопасная тенденция. Причем, как рассказал директор департамента ЖКХ, строительства и инфраструктуры Закарпатской ОГА Эдуард Маляр, Словакия давно объяснила Киеву, что нужно сделать, чтобы работа возобновилась.

"Словакия поставила четкое условие, – пояснил он. – Если вы хотите использовать воздушное пространство нашей страны, то должны пройти аудит на соответствие оборудования стандартам ЕС. Также соответствовать всем требованиям должен и "Украэрорух", который обслуживает воздушное пространство Украины".

И такая возможность появилась. 10 июля во французском Страсбурге "Украэрорух" подписал с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) контракт на сертификацию в соответствии с нормами Европейского Союза. "Сертификация EASA подтвердит право "Украэроруха" быть провайдером аэронавигационных услуг в части воздушного пространства Словакии, который используется во время взлетов и посадок самолетов на аэродром Ужгорода", – говорится в заявлении директора "Украэроруха" Дмитрия Бабийчука на официальном сайте ведомства.

65 тысяч евро на подготовку заявки, необходимой для сертификации, ведомство уже выделило.

"Вопрос восстановления полноценной работы аэропорта "Ужгород" является приоритетным", – отметил министр инфраструктуры Владимир Омелян, добавив, что поручение президента – до конца 2018 года запустить авиасообщение с Закарпатьем.

Успеют ли подготовить аэропорт?

Как сообщили в "Украэрорухе", в начале сентября планируется учредительное совещание между экспертами обеих сторон, после которой специалисты EASA представят в рамках соглашения, соответствующие требования (сертификационный базис) по сертификации "Украэроруха" как провайдера аэронавигационных услуг на территории ЕС и, соответственно, Словакии.

В Закарпатье соответствующая комиссия с проверкой приедет в октябре, говорит исполняющий обязанности директора аэропорта "Ужгород" Евгений Габчак. К тому времени "Украэрорух", чтобы успешно пройти сертификацию, должен выполнить ряд работ и привести закарпатский аэропорт в современный европейский вид.

На это нужно как минимум 500 млн грн.

Деньги, как утверждает представитель ОГА Эдуард Маляр, должен выделить из своего бюджета "Украэрорух". На эти средства установят специальное оборудование на 19 самых высоких и самых низких точках Ужгорода – для информации диспетчеру, смонтируют навигационное оборудование VOR / DME – то есть приборы, которые позволяют заводить самолеты на инструментальный заход и на взлет и посадку.

По словам специалистов, стоит также обновить специальное радиолокационное оборудование, позволяющее летать в ночное время и в сложных метеоусловиях. Сейчас на аэродроме находятся локаторы, которым более 30 лет и они уже морально устарели.

К октябрю также должны осовременить по европейским стандартам и Гидрометцентр, ведь диспетчеры "Украэроруха" будут активно пользоваться услугами этой структуры, как того требуют стандарты EASA.

И это – вдобавок к тому, что уже сделано.

За прошлый год на аэродроме установили стационарные металлодетекторы, приобрели и установили светосигнальное оборудование, а еще огородили аэропорт специальным ограждением на сумму примерно 7 млн ​​грн, аналоги которой в Украине есть только в аэропортах в Борисполе и Львове. Кроме того, в прошлом году в Ужгородском аэропорту провели капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы, на которое потратили примерно 11 млн грн. Теперь она может принимать крупногабаритные самолеты класса "Боинг" или "Аэробус" с низко посаженными двигателями. Кстати, выполнило этот ремонт предприятие из Румынии, которое победило в тендере.

В этом году областные власти потратила на аэродром около 4 млн грн. В планах – еще больше.

От Киева до Турции и дальше

И такие усилия не пропадут даром. И в руководстве аэропорта, и в Закарпатской ОГА убеждены, что уже в этом году ужгородцы вновь услышат гул самолетов.

Приоритетным является воздушное направление в столицу – рейс "Ужгород-Киев" следует восстановить в первую очередь.

На очереди – другие города Украины и зарубежные направления. "У нас уже есть подписанный меморандум с турецкой компанией, которая хочет запустить рейсы из Анталии в Ужгород в туристический сезон, – признался Маляр. – Наши туристы летали бы туда, а турецкие – к нам".

Не исключено, что в ближайшее время появятся и другие направления, ведь европейские авиакомпании живо интересуются закарпатским аэропортом. В марте 2018 года компания Vedecko-vyskumna из Словакии выразила желание взять аэродром в концессию. Есть также информация, что известный венгерский авиаперевозчик Wizz Air планировал сделать то же самое.

Так что не исключено, что с началом 2019 года к Ужгородскому аэропорту как к современному европейскому аэропорту внимание возрастет. И от этого выиграют все: Украина, Европа и сами жители Закарпатья.

Автор: Денис Фазекаш, "ПроЗахид"