Две трети санкций: как ПАСЕ меняет свои правила и почему Россия все равно недовольна

Пятница, 21 сентября 2018, 11:46 - Сергей Сидоренко, Европейская правда

Поздно вечером 20 сентября на сайте Парламентской ассамблеи Совета Европы появился проект документа, который определит дебаты на следующей сессии ассамблеи. Более того, от него может зависеть будущее всего Совета Европы. Он определит, сможет ли Россия триумфально вернуться в Страсбург – без санкций и без выполнения каких-либо предыдущих требований ПАСЕ.

Только на этих условиях Россия готова возобновить платежи в бюджет Совета Европы.

И хотя в ПАСЕ все без исключения знают о причинах и мотивах рассмотрения этого вопроса, в ассамблее продолжают делать вид, что Россия здесь ни при чем.

На четырех страницах документа вы не найдете ни одного упоминания о РФ или о бюджетном кризисе в Совете Европы.

Тем не менее, решение об изменении регламента ассамблеи учло все предыдущие договоренности с россиянами.

Как и было условлено, проект предлагает изменить правила голосования и установить планку в 2/3 голосов для того, чтобы ввести санкции против делегации любой страны, что делает практически нереальным сохранение прежнего уровня санкционного давления на РФ. В дополнение – для еще большего усиления гарантий – должна быть затруднена процедура инициирования санкций.

Украина пыталась изменить этот документ, но тщетно, о чем свидетельствуют документы, имеющиеся в распоряжении "Европейской правды". Ни одна из ключевых поправок от украинской делегации не была поддержана в Париже.

Но на этом фоне Россия снова доказала, насколько зыбки договоренности с ней. К вечеру в Москве объявили, что... готовятся к выходу из Совета Европы.

"Европейская правда" разобралась, какие именно изменения предложены в ПАСЕ и с чем связана такая изменчивость российской позиции.

Расклад сил

"Комитет по вопросам регламента ПАСЕ в единстве утвердил сбалансированный отчет о полномочиях. Мы стремимся к диалогу с Россией, но возможности санкций остаются. Никаких кредитов (доверия). Россия должна выполнять свои обязательства!" – написал в четверг после обеда в своем Twitter немецкий депутат Франк Шваббе – отдельно на немецком и английском языках.

Франк Шваббе – не последний человек в ПАСЕ. Он возглавляет группу социалистов, вторую по численности в ассамблее, а также является вице-президентом самой влиятельной делегации – немецкой.

За час до этого в Париже завершилось заседание этого комитета, членом которого является Шваббе. Единственный вопрос повестки дня, который обсуждали четыре часа подряд – изменения в правила подтверждения полномочий национальных делегаций. Проще говоря – как налагать санкции. Прежде всего – на Россию.

Между тем слова немца о "единстве" при принятии этого решения были сразу же опровергнуты.

"Не очень-то этот отчет и сбалансированный", – ответил ему в комментариях другой член комитета, украинец Владимир Арьев.

"(С этими изменениями) у ПАСЕ не будет влияния на государства, грубо нарушающие принципы Совета Европы. Введение санкций против крупных государств или пользующихся широкой региональной поддержкой представляется невозможным", – отметил украинский депутат.

О том, что в 2018 году россияне и их друзья попытаются "хакнуть" правила ПАСЕ и изменить санкционную процедуру, было известно еще более года назад, поэтому украинцы неплохо к этому подготовились. В профильном регламентном комитете из 38 членов – аж четверо представителей Украины. Редкий случай – здесь, в ПАСЕ, украинцы сохраняют единство. Арьев из БПП, Кираль из "Самопомощи", внефракционный Голуб и даже представительница Оппоблока Левочкина – все они голосовали против решения, которое некоторые прямо называет пророссийским.

Украинцев поддерживает ряд других депутатов (к примеру, британцы), но они все равно остаются в меньшинстве.

Ни одна принципиальная украинская поправка в четверг не прошла. 9 октября этот проект вынесут на голосование всей ассамблеи, и если она также одобрит документ, то новые санкционные правила в тот же день вступят в силу.

Что за санкции?

Напомним, еще весной 2014 года, вскоре после аннексии Крыма, ПАСЕ лишила россиян права голоса при принятии решений в ассамблее (право на выступление при этом осталось). Тогда ПАСЕ стала первой международной структурой с участием РФ, наложившей на Россию санкции за агрессию против Украины.

После этого политические санкции несколько раз подтверждались и усиливались (о запрете участия в руководящих органах ПАСЕ) – в середине 2014 года, в январе и в апреле 2015 года. Начиная с 2016-го Россия просто прекратила передавать в Страсбург список своей делегации – понимая, что санкции сразу же возобновят. К тому же в октябре-2016 ассамблея приняла решение о том, что любое послабление санкционного давления на РФ возможно лишь при условии выполнения Москвой предыдущих решений ассамблеи.

Новое решение, проект которого был утвержден в четверг, ставит целью обойти это ограничение, сняв саму возможность санкций против России.

Все (даже западные!) депутаты, берущиеся комментировать это решение, охотно признают: его утверждают для России и по требованию России.

Но не ищите слово Russia в этом документе.

Он замаскирован под якобы обычное изменение правил, не привязанное ни к одной стране.

"Европейская правда" писала об этом феномене, который на самом деле имеет очень простое объяснение. Западным политикам неприятно признавать, что они меняют процедуры Совета Европы по требованию одного государства, которое стремится скрыть нарушение ею общих правил СЕ.

Россия выдвинула ультиматум: она не возобновит уплату взносов и не вернется к работе в ПАСЕ, пока не получит гарантии того, что в январе, в начале новой сессии, против нее не будет введена новая волна санкций.

Именно это должно обеспечить изменение в регламенте Совета Европы.

Что меняется?

Сначала была идея полностью убить санкционный механизм, изъяв все упоминания о нем из правил ассамблеи. К счастью, депутаты все же поняли, что это – за гранью здравого смысла. Такие изменения привели бы к разрушению Совета Европы, который терял самый эффективный механизм, поэтому в конце концов с россиянами согласовали альтернативные гарантии.

Главная идея – увеличить количество голосов, необходимых для введения против России ограничений. Любых ограничений!

Сейчас эти решения требуют одобрения большинства. С осени – согласно опубликованному проекту – для этого нужно 2/3 голосов. Кроме того, в зале должны присутствовать минимум треть депутатов (с последним на российских голосования не возникает проблем). А еще – вдвое увеличивается количество депутатов, которые должны инициировать санкционный процесс.

Правило 2/3 – ключевое для России.

Дело в том, что россиянам – присутствуя в зале и имея право голоса – обычно достаточно несложно собрать треть голосов в свою пользу. Как правило, в таких голосованиях участвуют 150, максимум 180 депутатов. Российская делегация сама по себе имеет 18 голосов – то есть минимум 10% уже есть, если мобилизовать всех своих. А то, что Россия имеет значительное влияние в регионе (а некоторые делегации, такие как сербская и армянская, вообще ведут себя как подчиненные Москвы), гарантирует ей успешный сбор 1/3 голосов. Конечно, если поставить такую цель.

Поэтому применение санкций против России превращается в очень неуверенный процесс, в котором Москва вполне может оказаться победителем.

Есть только один сценарий, при котором на РФ можно успешно наложить санкции. О нем мы напишем чуть ниже.

Но перед тем отдельно отметим: на более мелкие или менее влиятельные государства, в случае жестких нарушений с их стороны (условно, на Польшу, если та продолжит спорную судебную реформу, или на Молдову, где продолжаются непростые процессы), наложить санкции будет несложно – они вряд смогут собрать блокирующее меньшинство голосов. А вот мощные силы, прежде всего Россия, получают бонус – защиту от санкций.

Так почему же Россия протестует?

Это может показаться странным, но в Москве – получив промежуточную победу – неожиданно для своих сторонников в Совете Европы заявили, что... недовольны этим решением.

В России уже готовятся к выходу из Совета Европы, сообщила в четверг спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. "У нас созревает внутреннее решение выйти из Совета Европы. Я говорю это искренне", – сказала она, обращаясь к своей коллеге, руководительнице ассамблеи Лилиан Мори Паскье.

Это особенно странно, учитывая то, что ровно неделю назад, в прошлый четверг, посол России в Страсбурге заявил ровно противоположное – заверил международное сообщество, что Россия не будет выходить из Совета Европы.

В украинском МИД уверены, что новые угрозы – это обычный шантаж, для того чтобы собрать еще больше голосов в пользу октябрьского решения ПАСЕ о "прощении" россиян.

Ведь добиться выполнения прихотей РФ, даже в нынешней редакции, будет непросто. По правилам ПАСЕ, изменение принципов голосования нужно утверждать двумя третями голосов. Следовательно, 9 октября россияне должны найти 67% европейских депутатов, готовых поступиться принципами Совета Европы ради возобновления Россией платежей в бюджет организации.

Причем сами россияне за это голосовать не будут – они не имеют такого права, потому что еще зимой отказались от участия в работе ассамблеи.

Но есть и другое объяснение того, почему в парламенте РФ нет оптимизма относительно возвращения в Страсбург.

За последние годы РФ показала, что умеет быстро доказать миру свою принадлежность к "оси зла". Так было зимой 2015 года, когда россияне восстановили массированное наступление на Донбассе. Аккурат в период сессии ПАСЕ. Это помогло продлить санкции против них. Дальше были химические атака в Сирии, которые также предшествовали рассмотрению важных "антироссийских" вопросов в Страсбурге. Вмешательство в выборы... Химическая атака в Великобритании...

Кто даст гарантию, что российские спецслужбы не решатся на очередное убийство или что-нибудь еще прямо перед рассмотрением вопроса РФ в ПАСЕ?

Ведь в этом случае на волне возмущения санкции против россиян поддержат не две трети, а значительно больше членов ПАСЕ.

А отдуваться перед Кремлем за это придется депутатам. Оно им надо?

Некоторые действительно хотели бы заморозить членство в этой организации. СЕ создает Москве немало хлопот – там утверждают решения Европейского суда по правам человека, осуждают Кремль, заставляют платить компенсации... А на подходе – еще и иски Украины и украинцев против РФ за агрессию в Крыму и на Донбассе!

А значит, есть все основания предположить, что в Москве всерьез задумываются над тем, стоит ли им признавать свою победу. Нельзя исключить, что они добьются изменения правил, заставят европейцев поступиться своими принципами, навредят этим ряду европейских политиков – а после того снова откажутся ехать в Страсбург.

По крайней мере, это будет очень по-российски.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"