Экспортная стратегия: несколько тезисов о ключевом экономическом документе Украины

Среда, 4 мая 2016, 11:05 - Игорь Бураковский, ИЭИ

"Европейская правда" продолжает дискуссию вокруг подготовки Национальной экспортной стратегии – чрезвычайно важного документа, который должен формировать принципы поддержки экспортеров правительством.

Ранее мы опубликовали критическую оценку подготовки этого документа. Для ответа даем слово одному из авторов проекта Национальной экспортной стратегии.

* * * * *

До и после презентации документа "Белая книга: Как реализовать экспортный потенциал Украины в условиях глобализации" 26 апреля мы получили много вопросов о подготовке Национальной экспортной стратегии, которой занимался Институт экономических исследований и политических консультаций в консорциуме с адвокатским объединением "АФ "Сергей Козьяков и Партнеры".

Мы благодарны всем чиновникам, представителям бизнеса и экспертам за советы, ценность которых трудно переоценить.

Наша отдельная благодарность Татьяне Слипачук за продолжение обсуждения уже на страницах "Европейской правды". Мы без сомнения разделяем озабоченность задержкой в подготовке Стратегии и ценим искреннюю заинтересованность в том, чтобы Украина получила качественный документ.

В то же время для того, чтобы такая дискуссия была более продуктивной, нам хотелось бы обратить внимание уважаемых участников обсуждения на несколько принципиальных моментов.

Сначала немного истории.

Конкурс по подготовке Экспортной стратегии был объявлен в июле 2015 года, а в ноябре наш консорциум заключил контракт с Western NIS EnterpriseFund на выполнение соответствующих работ.

Одновременно в октябре 2015 года состоялась первая встреча Рабочей группы по подготовке экспортной стратегии, а уже в декабре наша команда представила Министерству экономического развития и торговли документ, состоящий из трех частей.

Первая часть содержала детальный анализ особенностей экспорта Украины в разных измерениях. Не вдаваясь в детали, отметим, что для выполнения поставленных в соглашении с Western NIS EnterpriseFund задач мы использовали широкий круг инструментов качественного и количественного анализа.

Вторая часть – это собственно Экспортная стратегия (кстати, мы довольно много спорили о названии документа – Национальная или Государственная стратегия или политика – на предмет ее соответствия действующему украинскому законодательству, регулирующему вопросы стратегического планирования). По просьбе МЭРТ мы несколько раз переделывали текст стратегии с тем, чтобы формат документа соответствовал действующей практике работы правительства.

Третья часть – это План действий по реализации стратегии. В Плане мы отдельно выделили кратко-, средне- и долгосрочные меры. Понятно, что План содержательно базировался на Экспортной стратегии.

В январе 2016 года мы представили Минэкономразвития обновленные по результатам обсуждения с представителями министерства тексты Стратегии и Плана действий, и с тех пор МЭРТ самостоятельно работал с этими документами.

Из нашего сотрудничества с МЭРТ мы вынесли несколько уроков относительно того, каким образом должно быть организовано эффективное взаимодействие между министерством, экспертами и другими заинтересованными сторонами, но это уже тема отдельного разговора.

В процессе работы над Стратегией мы предложили МЭРТ подготовить "Белую книгу" по вопросам политики содействия экспорту как документ политики правительства. Напомним лишь, что

"Белая книга" – это документ, содержащий правительственное видение проблем, которые должно решить правительство, стратегических подходов к их решению и определение перечня перспективных вопросов, на которые надо искать ответы в будущем.

Именно с "Белой книги" в странах с развитой демократией, как правило, начинается процесс выработки важных решений и соответствующая коммуникация правительства с обществом.

Министерство оценило важность подготовки "Белой книги", и в конце января 2016 года ее текст мы уже направили в МЭРТ.

Отдельно отметим, что, согласно договору с Western NIS EnterpriseFund, подготовленные нами документы являются собственностью МЭРТ, и только с согласия министерства они могут быть обнародованы. К этому времени МЭРТ дал согласие лишь на обнародование "Белой книги" без Плана действий, тогда как ожидания экспертов и представителей бизнеса относительно предмета обсуждения были несколько иными.

Учитывая проведенную работу, нам очень жаль, что по этой причине мы не смогли провести дискуссию с отечественными и иностранными экспертами, которые, в частности, занимаются количественным анализом международной торговли и оценками экономических эффектов различных вариантов торговой политики.

Теперь несколько слов о содержании Стратегии. Фактически наше видение Экспортной стратегии изложено в Разделе 7 "Белой книги" (для упрощения изложения материала термины "экспортная стратегия" и "политика содействия экспорту" в книге являются взаимозаменяемыми). Именно здесь мы говорим о целях Стратегии, проблемах, подлежащих решению, предпосылках и направлении действий и т.п.

Чтобы не повторять написанное в "Белой книге", хотелось бы привлечь внимание к нескольким принципиальным моментам.

1. Мы искренне убеждены, что чисто в операционном плане Стратегия должна "сделать" содействие экспорту постоянной, последовательной и комплексной политикой, непрерывным процессом. Как свидетельствует международный опыт, именно такой подход дает наилучшие результаты.

2. Стратегия и План действий должны быть построены на основе четкого распределения сфер ответственности между правительством и бизнесом в том, что касается экспорта. Такое распределение означает четкое видение исключительной ответственности государства (правительства), исключительной ответственности бизнеса и сферы совместной ответственности государства (правительства) и бизнеса.

3. Мы хотели бы подчеркнуть один принципиальный момент.

Стратегия НЕ содержит конкретного перечня секторов или конкретных товаров, экспорт которых должно прямо поддерживать государство. И на это есть несколько причин.

Во-первых, мы считаем, что государственная поддержка в условиях современной Украины пока что несет существенные коррупционные (и не только) риски, с чем страна активно борется. Создавать новый источник таких рисков, использовав Стратегию как ширму, было бы ошибкой.

Во-вторых, современная экономика настолько быстро меняется за счет инноваций (вспомним только 3D-печать, бурное развитие различного рода приложений на базе информационных технологий, электромобили, альтернативные источники энергии и т.п.), что на основе прошлых данных сделать правильный выбор секторов почти невозможно.

Гораздо эффективнее создать максимально благоприятные условия для ВСЕХ экспортеров. И именно этому посвящена Стратегия.

4. Развитие экспорта требует облегчения доступа к импортным ресурсам (товарам, технологиям, услугам). Это способствует развитию тех производств, для которых именно импортные ресурсы (технологии, оборудование, сырье и т.п.) имеют ключевое значение, и создает условия для интеграции украинских производителей в глобальные цепочки стоимости.

5. Ключевым направлением деятельности правительства в сфере экспорта должно стать создание благоприятных внутренних условий для развития экспорта: "Экспорт начинается дома".

6. Эффективность политики содействия экспорту напрямую зависит от качества диалога между правительством и бизнесом. Кстати, именно об этом бизнес довольно эмоционально говорил во время встречи 26 апреля и на Национальном экспортном форуме 27-28 апреля, который организовала Торгово-промышленная палата Украины.

С точки зрения выработки и реализации политики в той или иной сфере принципиально важно определиться, кто принимает окончательное решение и несет ответственность за его реализацию.

Такой подход дает возможность четко определить сферы и принципы поддержки коммерческой деятельности экспортеров со стороны государства.

Мы убеждены, что, по большому счету, предметом публичного обсуждения должны стать аналитическая оценка состояния украинского экспорта, текст Стратегии и План действий, о чем говорилось ранее.

Учитывая роль экспорта в экономике Украины, масштабы проблем, с которыми сталкиваются украинские экспортеры, и, соответственно, необходимость разработки и внедрения системной политики содействия экспорту,

мы очень надеемся, что начатая дискуссия побудит Министерство экономического развития и торговли "поделиться" полными текстами Стратегии и Плана действий.

Это даст возможность сделать дискуссию более конкретной и привлечь к ней широкий круг заинтересованных сторон, в том числе и международных экспертов из ІТС, с которыми у нас была возможность пообщаться в Киеве. К сожалению, как уже было сказано ранее, по условиям контракта мы сами не можем распространять эти материалы, но будем искренне рады, если это сделает МЭРТ.

Наши партнеры знают, что мы открыты для дискуссии по самым сложным вопросам, а краеугольным камнем политики института является обнародование результатов наших исследований и их публичное обсуждение.

Поэтому мы благодарны всем, кто уже прислал или пришлет свои комментарии и замечания к "Белой книге", предложения и обещаем обязательно использовать ваши материалы для совершенствования Стратегии и Плана действий.

 

Автор: Игорь Бураковский,

глава правления ГО "Институт
экономических исследований и политических консультаций" (ИЭИ)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора