Объясняем, что есть и чего не хватает в планах Евросоюза по "визовому наказанию" России
Во вторник Европейская комиссия обнародовала пакет проектов решений об изменении визовых правил для граждан РФ.
На самом деле "визовый пакет" не даст того эффекта, к которому стремились Украина и ее партнеры.
О том, что есть и чего не хватает в планах Евросоюза по "визовому наказанию" России, читайте в статье редактора "Европейской правды" Сергея Сидоренко Что изменит решение ЕС о визах для россиян и почему оно не должно удовлетворить Украину.
Прежде всего, заглянем в содержимое "визового пакета".
Еврокомиссия предложила два законопроекта, если говорить в украинской терминологии.
Первый предлагает остановить действие соглашения о визовом упрощении между РФ и ЕС, заключенном в далеком 2007 году. Формально речь идет только о временной приостановке, а не о принятии нового акта ЕС.
Второй проект должен запретить выдачу любых виз (не только шенгенских!) в консульствах государств ЕС, а также официальное непризнание документов тех граждан России, которые проживают на части оккупированных Россией территорий (так, здесь есть исключения, о них впоследствии) или получали там свои паспорта.
Прежде всего, подчеркнем: остановка соглашения о визовом упрощении является серьезным шагом, недооценивать его не стоит. Этот документ действовал последние 15 лет и был одним из формировавших отношения ЕС и России.
Самое главное, что нужно понимать: это решение не визовый запрет, оно не останавливает выдачу "шенгенок" россиянам.
Речь идет только об усложнении и удорожании процедуры.
Следовательно, чисто юридически для граждан России изменений почти нет. Конечно, кроме повышения стоимости визы до 80 евро – но это точно не то, чего добивалась Украина и поддерживающие нас государства. Но на практике изменения возможны, просто они произойдут без указания Брюсселя.
То есть, остановка визового соглашения Россия-ЕС развязала членам ЕС руки. Каждое конкретное государство может либо добровольно ввести ограничения для просителей-россиян, либо продолжить выдавать им мультивизы только косметически изменив процедуру.
Например, нет никакого сомнения, что Польша теперь будет изучать каждую визовую заявку россиян "под лупой" и будет отказывать при любой возможности.
Еще более сложный вопрос – что делать с уже выданными визами. На недавней встрече министров в Праге государствам-членам ЕС не удалось найти ответа на этот вопрос – и они, по сути, "договорились договариваться".
Напомним, в последние годы ЕС перешел в практику массовой выдачи пятилетних виз, в крайнем случае – двухлетних.
Среди владельцев действующих виз есть и рядовые россияне и представители власти. И оппоненты Путина, и те, кто двумя руками поддерживает агрессию, а может быть, и лично воевал против Украины. Но виза выдана. Во время пересечения границы невозможно проверить, достоин ли человек, получивший ее.
Поэтому без аннулирования миллионов этих виз какие-либо визовые санкции в определенной степени бессмысленны. А на этот шаг ЕС пойти пока не готов…
И наконец – о проекте решения ЕС, которое должно установить запрет признавать (а прежде всего – проставлять визы) в "российские проездные документы, выданные в оккупированных (Россией) зарубежных регионах, или выданные гражданам, проживающим в таких оккупированных регионах".
Это (на самом деле запоздалое) решение Евросоюза по своему влиянию может оказаться не менее весомым, чем отмена соглашения о визовом упрощении. Мы пишем "может", потому что здесь опять все зависит от практики применения.
Подробнее – в материале Сергея Сидоренко Что изменит решение ЕС о визах для россиян и почему оно не должно удовлетворить Украину.