Как замороженные активы РФ могут быть направлены на поддержку Украины без их конфискации

Среда, 17 сентября 2025, 13:30 - Антон Филиппов

На прошлой неделе появилась информация, что Европейская комиссия готовится вынести на обсуждение новый механизм использования замороженных российских активов.

Идея на первый взгляд проста: не конфисковывать весь капитал, а заменять его на облигации ЕС и передавать средства Украине.

Такой подход может стать выходом для ЕС и Украины. Ведь он позволяет избегать юридических рисков прямой экспроприации, но в то же время создает сильный политический сигнал: Россия начинает платить за войну уже сейчас.

О деталях этой идеи и ее возможных последствиях читайте в статье члена Правления Центра Днестровского, главы Государственной налоговой службы (2019-2020) Сергея Верланова Идея на 70 млрд евро: что меняет новая инициатива ЕС по замороженным российским активам. Далее – краткое ее изложение. 

Общая сумма замороженных активов Центрального банка России в ЕС составляет около 200 млрд евро. Они хранятся преимущественно в депозитарии Euroclear в Брюсселе и Clearstream в Люксембурге.

До сих пор ЕС имел право использовать только процентные доходы от этих средств – так называемые windfall profits. Их объем колебался в пределах трех-пяти миллиардов евро в год и направлялся, в основном, на обслуживание кредита G7 для Украины (ERA, Extraordinary Revenue Acceleration Loans).

Итак, сейчас Еврокомиссия предлагает использовать денежные депозиты в Европейском центральном банке, связанные с российскими активами, для финансирования "Репарационного кредита" (Reparations Loan) Украине.

По оценкам экспертов, в течение следующих пяти лет эта схема способна аккумулировать для Украины от пятидесяти до семидесяти миллиардов евро.

В таком случае Россия останется номинальным владельцем замороженных активов в ЕС, но фактическая ликвидность будет работать на Киев.

Такой подход минимизирует риск подрыва доверия к евро как глобальной резервной валюте.

Главный смысл в том, что этот инструмент позволяет закрывать ежегодный дефицит украинского бюджета на уровне восьми-десяти миллиардов евро без прямого давления на бюджеты государств-членов.

Таким образом, солидарность с Украиной перестает зависеть от политических циклов в парламентах и от популистских волн. Помощь становится более прогнозируемой и менее уязвимой к внутренним колебаниям в Европе.

Кроме того, Reparations Loan может стать инструментом, который придаст Международному валютному фонду больше уверенности для запуска в Украине новой программы. Благодаря идее Еврокомиссии МВФ увидит стабильный и предсказуемый источник внешнего финансирования. 

Механизм имеет очевидные вызовы. Москва уже готовит аргументы, что даже подмена активов облигациями является экспроприацией.

Вероятность судебных процессов в международных арбитражах и национальных судах высока.  Дополнительным испытанием станет вопрос политического единства: для запуска нужна единодушная поддержка всех государств ЕС.

Сохраняется и репутационный риск для Евросоюза.

Если у других стран сложится впечатление, что ЕС готов под любым предлогом использовать чужие резервы, это может подорвать доверие тех государств, которые держат валютные запасы в евро.

Именно поэтому для Брюсселя жизненно важно доказать, что речь идет не о произвольном вмешательстве в собственность, а о четко обоснованном механизме репараций, основанном на международном праве и принципе ответственности агрессора.

Подробнее – в материале Сергея Верланова Идея на 70 млрд евро: что меняет новая инициатива ЕС по замороженным российским активам.