Запланировало ли правительство Гройсмана выполнение Соглашения об ассоциации

Среда, 15 июня 2016, 09:20 — Любовь Акуленко, Елена Степаненко, Украинский центр европейской политики

Настроено ли новое украинское правительство выполнять Соглашение об ассоциации?

Совсем не праздный вопрос, ведь после недавней публикации Плана действий правительства на 2016 год появилось уже немало комментариев по этому поводу.

Для того чтобы составить свое мнение, мы решили "просканировать" план и проверить, есть ли в нем задания, которые касаются адаптации европейского законодательства, предусмотренные Соглашением об ассоциации.

В результате нашего анализа мы пришли к следующим выводам:

Положительные тенденции:

1. Правительственный план учитывает почти все обязательства в части адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС, которые Украина должна выполнить в 2016 году.

На данном этапе мы имеем обязательства в 10 сферах. Три сферы касаются 4-го раздела Соглашения об ассоциации "Торговля и вопросы, связанные с торговлей" и семь сфер – 5-го раздела соглашения "Экономическое и отраслевое сотрудничество".

В рамках 4-го раздела в Правительственном плане предусмотрена адаптация законодательства в сфере государственных закупок, интеллектуальной собственности и санитарных и фитосанитарных мер.

В рамках 5-го раздела предусмотрена адаптация законодательства в секторах окружающей среды, транспорта, социальной политики, энергетики, деятельности компаний и налогообложения.

2. Еще в двух сферах предусмотрена адаптация не всех директив, а именно в сфере "Деятельность компаний" Украина обязана адаптировать Регламент ЕС 1606/2002 Европейского парламента "О применении международных стандартов бухгалтерского учета", однако он не учтен в правительственном плане.

Также в правительственном отчете в сфере "Налогообложение" не предусмотрена адаптация Директивы №2008/118/ЕС Относительно общих условий акцизного сбора (спирт и алкогольные напитки, табачные изделия и энергоносители)".

На что стоит обратить внимание:

1. Несмотря на то, что Правительственный план предусматривает адаптацию почти всех директив, которые мы обязаны принять в 2016 году, это невозможно увидеть в самом документе невооруженным глазом.

В нем нет отдельного пункта, который фиксирует обязательства Украины в части адаптации законодательства к требованиям ЕС.

Чтобы понять, зафиксированы ли сами обязательства в Правительственном плане, нам пришлось проанализировать все обязательства в части изменений законодательства на 2016 год в Соглашении об ассоциации и сравнить их с теми обязательствами в Правительственном плане, где есть ссылки на европейское законодательство.

Это исключительно проблема не до конца проработанной методологии Правительственного плана, ведь если задачи в рамках Соглашения об ассоциации фактически вмонтированы в Правительственный план, это должно быть видно всем, а не только узкому кругу специалистов, которые интересуются Соглашением об ассоциации.

2. Для эффективного выполнения Соглашения об ассоциации Украине необходимо установить единый действенный центр в системе органов государственной власти, который будет осуществлять оценку соответствия украинского законодательства требованиям европейского.

Сейчас такую оценку проводят все министерства, Правительственный офис по европейской интеграции в секретариате Кабинета министров Украины и комитет Верховной рады по вопросам европейской интеграции.

Это создает неудобства в работе, ведь

в результате таких согласований возникает много замечаний, которые часто противоречат друг другу и требованиям ЕС.

Такие неувязки возникают потому, что очень много структур приобщены к согласованию, а также потому, что у нас очень мало специалистов, которые знают право ЕС и могут дать профессиональную оценку. Сейчас для нас важно иметь один центр, который будет проводить анализ законодательства на соответствие требованиям ЕС.

В ситуации, когда у нас сейчас есть профильный вице-премьер, отвечающий за европейскую интеграцию и координирующий работу Правительственного офиса европейской интеграции в секретариате Кабмина, таким центром должен стать офис, тем более, что за последний год там стало работать много специалистов по праву ЕС.

3. Одними из самых сложных антикоррупционных обязательств в рамках Соглашения об ассоциации является обязательство в части "Конкуренция".

Украина уже начала выполнять свои обязательства в этой части. А именно: принят закон, обязывающий Антимонопольный комитет публиковать свои решения, а также закон о концентрации.

Однако, помимо этих обязательств, мы должны адаптировать Регламент (ЕС) № 1/2003 от 16 декабря 2002 г. по имплементации правил конкуренции, который предусматривает возможность пересмотра в судах решений Антимонопольного комитета в части наложения штрафов на компании за нарушение конкуренции.

Это важная антикоррупционная директива, ведь очень много лет АМКУ злоупотреблял тем, что нынешнее законодательство не дает возможности бизнесу обратиться в суд и добиться пересмотра решения АМКУ в части наложения штрафа на бизнес (по сути, и в части размера штрафа).

Конкуренция – это важный раздел, касающийся работы Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и влияющий не только на работу украинского бизнеса, но и на деятельность инвесторов и международных компаний, которые хотят быть защищенными от злоупотреблений со стороны АМКУ.

Автори:

 

Любов Акуленко,

координатор ГО "Український центр європейської політики"

 

Олена Степаненко,

експерт ГО "Український центр європейської політики"

Публікації в рубриці "Експертна думка" не є редакційними статтями і відображають виключно точку зору автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: