ЕС ужесточает торговую защиту. Чем это грозит Украине

Вторник, 25 октября 2016, 13:01 — , "Ильяшев и Партнеры"

По данным Всемирной торговой организации, в последнее время значительно вырос уровень применения торговых мер. Особо явно это видно по черной металлургии сектору - сектору, наиболее уязвимому от недобросовестной конкуренции.

Вмешательство правительств, массовые субсидии и политика, которые искажают цены привели к огромным избыточным мощностям и в конечном итоге вытеснению добросовестных национальных производителей со своих и традиционных рынков.

Все более острой становится проблема недобросовестной торговой практики со стороны третьих стран. Не является исключением и европейский рынок, который страдает от недобросовестной конкуренции в стальной, алюминиевой и других отраслях.

В последнее время Еврокомиссия была вынуждена принять рекордное количество антидемпинговых и компенсационных мер.

В первую очередь - в черной металлургии, химической и смежных отраслей, керамике и машиностроении. 

Например, по данным Еврокомиссии, в секторе черной металлургии ЕС применяет 39 антидемпинговых и компенсационных мер. Преимущественно меры направлены на товар из Китая, где перепроизводство – это серьезная проблема, которая приводит к массовому демпинговому импорту.

С начала следующего года в соответствии с правилами ВТО Евросоюз должен будет признавать Китай страной с рыночной экономикой в рамках расследований, что может вызвать целый ряд пересмотров, инициированных Китаем с учетом новых обстоятельств. 

Это безусловно не могло не подтолкнуть Еврокомиссию к срочному осуществлению реформы торговой защиты. 

Трехсторонний подход ЕС

На прошлой неделе на пути к надежной торговой политике в интересах рабочих мест и конкурентности Еврокомиссия приняла документ, в котором призвала государства-члены поддержать усилия в отношении укрепления и создания более надежных инструментов торговой защиты.

Реформирование ЕС условно можно разделить на три направления.

Во-первых, ЕС откажется от применения методики расчётов пошлин на основании списков стран с нерыночной экономикой, чтобы не нарушать нормы ВТО.

Европейская комиссия предложит новый метод расчета демпинга на импорт из стран, где существуют рыночные искажения, или там, где государство имеет глубокое влияние на экономику. В своих расследованиях ЕС будет сравнивать цены таких стран с мировыми ценами.

Реализация этой новой методологии будет включать в себя переходной период в течение которого все существующие антидемпинговые и компенсационные меры, а также уже инициированные  расследования не будут затронуты.  

Еврокомиссия также сделает акцент на усилении антисубсидиционного законодательства.

Во-вторых, в основу изменений, будет положено предложение Комиссии по модернизации инструментов торговой защиты, разработанное в 2013 г., что повысит прозрачность и эффективность, а также обеспечит сокращение времени процедуры расследования на два месяца.   

ЕС откажется от "правила меньшей пошлины" в некоторых случаях. По мнению ЕС систематическое применение "правила меньшей пошлины" выходит за рамки основных обязательств Антидемпингового соглашения ВТО.

Это позволит ЕС увеличить размер пошлин в разы и приблизиться к практике США, которая вводит заградительные пошлины, которые иностранные производители не могут преодолеть десятками лет.

В-третьих, создана двустороння платформа ЕС-Китай для обсуждения возможности недопущения ущерба в связи с перепроизводством китайской стальной продукции.

Ожидается, что в дальнейшем новые инструменты торговой защиты ЕС оградят европейский рынок от дешевой продукции и недобросовестной торговли.

Соответственно для других стран существует угроза переориентации дешевой продукции, которая может беспрепятственно импортироваться, в том числе и на рынок Украины.   

Кроме этого, новые методики расчётов будут применяться ко всем странам, включая Украину.

В дальнейшем оспорить применение мер ЕС в отношении украинской продукции шансов почти не будет, учитывая слабую украинскую практику урегулирования споров в ВТО.  

Как должна реагировать Украина?

Украина должна провести собственную реформу инструментов торговой защиты, использовав опыт и наработки ЕС для улучшения законодательства и методик расчета маржи. 

Стоит отметить, что Минэкономразвития работает над новыми законами, однако до сегодняшнего дня проведение реформы пока не обсуждается с бизнесом. Поэтому прогнозировать их результативность пока  очень сложно, тем более - их разработка и принятие может растянуться во времени.

Самое важное, стоит признать - 

нынешнее украинское законодательство в сфере торговой защиты, разработанное до вступления в ВТО, не соответствует сегодняшним реалиям.

Существует необходимость принятия подзаконных актов, включая порядок сохранения конфиденциальной информации  и оперативное получение детальной статистики с ДФСУ.

Например, в законе "О принятии специальных мер в отношении импорта в Украину" не определена процедура пересмотра по инициативе бизнеса, не установлен список стран, которые развиваются и подлежат исключению из-под действия специальных мер. 

Закон "О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта", не соответствует Соглашению ВТО о субсидиях и компенсационных мерах, что существенно усложняет принятие компенсационных мер.  В Законе "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта" очень много неясностей и противоречий между статьями.

И это не исчерпывающий список замечаний.

Правоприменение законов также оставляет желать лучшего. Например, на практике министерство самостоятельно не может отслеживать и инициировать расследования, поскольку не имеет возможности закупать исследования зарубежных рынков и не имеет ресурсов собрать доказательства без открытого процесса. 

Кроме этого, не работают статьи относительно инициирования пересмотра в связи с обходом мер, существуют проблемы с возвратом предварительной пошлины в случае не применения мер по результату расследования. Требования к ходатайствам национальных производителей для инициирования расследований завышены по сравнению с другими странами.

Отдельное внимание необходимо уделить институциональным изменениям. Состав Межведомственной комиссии по международной торговли часто меняется, что увеличивает риск принятие ситуативных решений или политически мотивированных. Отсутствует регламент работы комиссии...

Важно улучшить систему доступа к материалам расследований, создать регистр мер и расследований с учетом новых технологий, как это существует в развитых странах. 

Таким образом, осуществление реформы инструментов торговой защиты в Украине  скорее острая необходимость, чем пожелание. Однако обеспечить эту реформу возможно лишь с усилением кадрового потенциала и бюджетного финансирования.  

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.