Советы для "Большой семерки": как сделать поддержку Украины более эффективной

Пятница, 2 марта 2018, 10:58 — , Центр "Новая Европа"
Фото: president.gov.ua

К процессу реформирования Украины привлечены различные международные партнеры в самых разных форматах. Один из важных форматов – Группа поддержки Украины в рамках "Группы семи" (G7), которую возглавляют послы стран "семерки" в Украине (США, Германии, Канады, Великобритании, Франции, Японии, Италии).

Их активная позиция была определяющей в продвижении ряда критически важных реформ в течение последних нескольких лет. Это мемо является первой попыткой проанализировать работу "Группы семи" в Украине и дать определенные рекомендации для усиления эффективности их работы.

Этот формат является новым для G7 и создан исключительно для Украины. В некоторых столицах стран "семерки" его даже называют своеобразным экспериментом.

Группа поддержки была создана при немецком председательстве в "семерке" в 2015 году. Среди некоторых стран-членов G7 популярно мнение, что Ангела Меркель и ее бывший внешнеполитический советник Кристоф Хойсген видели в будущей Группе поддержки  своеобразной аналог "тройки" для Греции.

Важно подчеркнуть, что Группа поддержки была создана именно для поддержки реформ в Украине. "Группа поддержки G7 – это не о безопасности, не о Донбассе и не о Крыме, а о реформах", – четко обозначил один из дипломатов направление деятельности группы.

Публичное измерение работы Группы поддержки сводится к заявлениям по поводу тех или иных реформ в Украине. Менее публичный – к встречам с ключевыми акторами в процессе реформ в Украине и непосредственно президентом.

С января председательство в G7 перешло к Канаде. В Украине с председательством этой страны были связаны особые надежды, учитывая высокий двусторонний уровень партнерства двух стран, характерный после Революции достоинства и начала российской агрессии в Украине.

Действительно, Канада с самого начала председательства демонстрирует желание существенно усилить роль Группы поддержки. Как отмечают представители других стран G7, заметны, в частности, попытки определенной "институционализации" группы.

Если при немецком председательстве она была создана для более неформального общения, то при канадском встречи послов G7 происходят каждые две недели (по средам), что позволяет главам дипломатических миссий заранее планировать свой график. Это не считая встреч послов G7 с украинскими партнерами.

Канадская сторона сразу же обнародовала приоритеты своего председательства. Как пояснил один из собеседников, если создание НАБУ, САП и Антикоррупционного суда считать 90% успеха, то без Антикоррупционного суда деятельность НАБУ и САП следует рассматривать не как 60%, а как близкой к нулю.

При этом у некоторых послов G7 на протяжении определенного времени наблюдается беспокойство, что эта группа превратилась фактически в группу быстрого реагирования с четким фокусом на антикоррупции. Показательно, что если раньше в дискурсе международных партнеров власть противопоставлялась оппозиции, то сегодня в риторике послов власть противопоставляется общественным организациям, что, очевидно, является достаточно тревожным трендом.

"В последние годы мы были жертвами повестки дня либо власти, либо общественных организаций", – констатирует один из послов G7.

Наблюдается также желание создать новые параметры для дискуссии с президентом. Вместо встречи в формате высказывания беспокойства по текущим вопросам послы также хотели бы иметь и стратегическую дискуссию с главой государства. Есть основания считать, что такой подход будет положительно воспринят и на Банковой. Очевидно, для более предметной коммуникации по реформам послам "семерки" стоило бы рассмотреть и предложить формат ежемесячных встреч с премьер-министром.

По всей видимости, возникла необходимость перейти к тихой дипломатии и публичные заявления выдавать только в исключительных ситуациях. Заявление G7 должно быть проявлением крайней обеспокоенности коллективного Запада. Вместо немедленной публикации тех или иных заявлений целесообразно провести закрытые встречи с соответствующими стейкхолдерами и обсудить ситуацию. Принцип прост: сначала диалог, потом – заявление.

Одним из примеров такого подхода может быть встреча с министром внутренних дел Арсеном Аваковым 2 февраля, которую послы G7 провели в связи с появлением на улицах Киева так называемых "Национальных дружин".

А вот одной из крупнейших неудач Группы поддержки остается неспособность повлиять на отмену решения об электронном декларировании для общественных активистов.

Официальный Киев свои предложения к канадскому председательству озвучил в соответствующем одностраничном нон-пейпере, подготовленном еще в прошлом году. Среди предложений были вполне предсказуемые пожелания (закрепить в финальном коммюнике саммита готовность G7 "принять последующие ограничительные меры для повышения цены, которую платит Россия, если ее действия этого потребуют"). Были и довольно неожиданные, такие как предложение Канаде возглавить международную группу друзей украинского Крыма.

Также среди пожеланий украинской стороны, в частности, фигурировало и участие Украины (читай – президента Порошенко) как приглашенного гостя на саммите G7.

Практика G7 действительно позволяет подобное участие. Что касается приглашения президента Порошенко к участию в саммите в Шарлевуа, то этот вопрос тоже должна решить Канада как хозяин саммита. На момент подготовки этого материала ответа украинской стороне по поводу участия президента в этом саммите не было предоставлено.

Однако вряд ли он будет положительным по двум причинам. Во-первых, саммит G7 будет посвящен теме мировых океанов и климатических изменений, с которой Украина не слишком-то ассоциируется. Во-вторых, во второй половине 2017 года Канаду с перерывом в один месяц посетили президент и премьер Украины.

Новое приглашение украинского президента в Канаду чуть больше, чем через год после последнего визита, даже при нынешнем активном уровне сотрудничества между Киевом и Оттавой, вызвало бы дополнительные вопросы к канадскому руководству со стороны лидеров других стран мира.

Намного более реальная перспектива – и это то, над чем нужно работать украинской дипломатии сегодня, – приглашение министра иностранных дел Павла Климкина к участию в апрельской встрече министров иностранных дел G7.

Итак, для усиления взаимодействия с Группой поддержки G7 украинской стороне следовало бы обратить внимание на такие вещи:

- Оперировать реалистичными ожиданиями от председательства Канады в G7.

- Поддержка не означает лишь одобрение тех или иных действий украинской власти. Дружеская критика также может быть частью поддержки. В интересах украинского руководства – чтобы эта критика была учтена после закрытых встреч с соответствующими стейкхолдерами, а не в формате публичных заявлений "семерки".

- Сфокусироваться на приглашении к участию министра иностранных дел Павла Климкина в участию в министерской встрече G7 в апреле этого года.

- Инициировать ежемесячные встречи послов "Группы семи" с премьер-министром Владимиром Гройсманом, которому, собственно, принадлежит портфолио реформ.

Автор благодарит за содействие в виде интервью в подготовке мемо посла Канады в Украине Романа Ващука, посла Республики Франция Изабель Дюмон, посла Японии в Украине Шигеки Суми, заместителя посла Германии Вольфганга Биндзейла, представителей посольства США в Украине, представителей Администрации президента Украины

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.