Разоружение и реинтеграция: что подсказывает Украине мировой опыт

Пятница, 25 марта 2016, 09:25 — Институт мировой политики

"Европейская правда" продолжает публикацию исследования Института мировой политики, посвященного мировому опыту урегулирования конфликтов. Для этого был проанализирован опыт решения конфликтов в Великобритании, Анголе, Либерии, Хорватии, Боснии, Косове, Молдове, Грузии и Республике Кипр.

Изучение этого опыта может помочь найти оптимальную модель для Украины, которая будет приемлемой как для нашей страны, так и для Запада.

Первый материал был посвящен опыту организации миротворческих миссий. Второй – сложностям, с которыми сталкивается страна при реализации процесса РДР (разоружение, демобилизация, реинтеграция).

Текст исследования подается в редакторской обработке.

* * * * *

Разоружение – один из важнейших элементов мирного процесса и серьезная предпосылка для свободного и честного волеизъявления населения. Однако на практике собственно разоружение не является решающим фактором для стабильного, долгосрочного развития общества, пострадавшего в результате конфликта.

Для того чтобы быть уверенными, что разоруженные комбатанты не вернутся к боевым действиям и не присоединятся к преступным группировкам, необходимо сосредоточиться на стратегии их реинтеграции в общество.

Разоружение касается не только количества сданного оружия, но также изменения менталитета экс-комбатантов.

Доверие очень важно для процесса разоружения и демобилизации, если конфликт стараются решить мирным путем.

После подписания мирного соглашения между сторонами конфликта решение незаконных вооруженных формирований сложить оружие должно быть поддержано гарантиями безопасности. Не менее важным является посредничество международных миротворческих миссий с мандатом на разоружение и принятие всеобъемлющих постконфликтных стратегий по укреплению доверия между сторонами конфликта.

Анализируя процесс урегулирования конфликта на Донбассе, эксперты и чиновники сосредотачиваются на разоружении как таковом, но почти не уделяют внимания вопросу, что будет происходить с членами незаконных вооруженных формирований после разрешения конфликта.

Если закон об амнистии для комбатантов будет принят, их будущее в составе украинского общества потенциально может стать источником постоянных конфликтов.

Организация Объединенных Наций определяет РДР (разоружение, демобилизация, реинтеграция) как сложный процесс, который фокусируется на вопросах адаптации бывших комбатантов в постконфликтных условиях.

В глоссарии операций ООН по поддержанию мира приводятся следующие определения каждого этапа:

  • Разоружение включает сбор, документирование, контроль и уничтожение стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, легкого и тяжелого вооружения, изъятого у комбатантов и часто у гражданского населения.
  • Демобилизация – это официальное и контролируемое освобождение активных комбатантов из вооруженных сил и группировок, включая этап "восстановления", во время которого комбатантам предоставляется краткосрочная помощь.
  • Реинтеграция – это процесс, в рамках которого бывшие комбатанты получают гражданский статус, находят работу и источники дохода. Этот процесс политического и социально-экономического характера не ограничен по времени и происходит главным образом в общинах на местном уровне.

Следует отметить, что внедрение программ РДР дало неоднозначные результаты.

В Никарагуа, Сьерра-Леоне, Боснии и Герцеговине они считаются успешными, тем временем как опыт Анголы и Камбоджи продемонстрировал недостатки этих программ.

Хотя предыдущий опыт показал, что не существует шаблонных решений, есть определенные факторы, способствующие успеху стратегий РДР.

Это экономические стимулы, которые делают мирную жизнь привлекательнее, чем возвращение к боевым действиям; действенные государственные институты, обеспечивающие безопасность бывшим комбатантам; реальные обязательства, которые выполняются вне зависимости от присутствия международных организаций; внедрение РДР после прекращения военных действий; восприятие бывших комбатантов не как однородной группы, отдавая приоритет при разоружении и реинтеграции молодым солдатам и комбатантам с психологическими проблемами.

РДР применяют прежде всего как инструмент для постконфликтного восстановления, но его механизмы могут быть использованы и в случаях с действующим конфликтом.

Ситуация в Восточной Украине попадает именно в эту категорию.

Если стратегии РДР будут внедрены в Украине, они могут сталкиваться с такими же проблемами, как те, что были в Афганистане, Кот-д'ивуаре, Либерии или Гаити.

Во-первых, на этом этапе минского мирного процесса нет политической воли одной из сторон относительно соблюдения базовых положений соглашения, а именно: прекращения огня и отвода тяжелой артиллерии.

Во-вторых, нет никакой связи между процессом разоружения и реформой сектора безопасности, что очень важно для стабильности после конфликта.

В-третьих, организованные преступные группировки в регионе, скорее всего, будут мешать процессу РДР.

В-четвертых, слабая украинская экономика вряд ли сможет предложить действенные экономические стимулы для бывших комбатантов в процессе реинтеграции.

Наконец, нет механизмов и деятелей, которые могут внедрять программу РДР в Украине.

Эти проблемы должны быть приняты во внимание при разработке стратегии разоружения, демобилизации и реинтеграции.

Рекомендации для Украины

Привлечение независимых международных посредников для эффективного процесса разоружения и вывода иностранных вооруженных формирований.

Ими могут быть миротворческие миссии международных организаций или международные комиссии наподобие той, которая следила за процессом разоружения в Северной Ирландии.

Характерным признаком таких международных миссий был мандат, который включал в себя не только контроль за разоружением, но и возможность применения силы в случае невыполнения мирного плана. То же самое касается и вопроса контроля над границей и вывода иностранных вооруженных формирований.

Как это видно на примере Анголы, наличие у миссии ООН соответствующего мандата позволило успешно провести операцию по выводу кубинских войск с территории этого государства (однако неполное разоружение все же привело к возобновлению конфликта).

В Косове международные силы под руководством НАТО сыграли решающую роль в процессе разоружения и укреплении безопасности границ.

Неотъемлемыми этапами постконфликтного урегулирования является не только разоружение, но и демобилизация и реинтеграция экс-комбатантов.

Именно поэтому Украина должна разработать комплексную стратегию разоружения, демобилизации и реинтеграции участников незаконных вооруженных формирований. Необходимо привлечь международных доноров и деятелей (в частности, Организацию Объединенных Наций и Всемирный банк), поскольку их опыт и ресурсы могут быть крайне важны при разработке и реализации программ РДР в Украине.

В то же время руководство страны должно быть готово взять на себя политическую ответственность за процесс, даже если главная роль в организации и внедрении РДР будет принадлежать международным деятелям.

Контроль над границей – необходимое условие успешного внедрения РДР на ранних стадиях.

Разоружение и демобилизация могут быть затруднены, если Украина или международная миссия не будет контролировать весь участок границы в зоне конфликта. Существует вероятность передачи оружия из соседнего государства, что затруднит работу программы по сокращению вооружений.

В Украине процесс разоружения пока выглядит невозможным, а потому должны быть рассмотрены альтернативные модели.

Однако это не означает, что Украина должна отказаться от демилитаризации как одного из ключевых этапов урегулирования. Так, может быть применена альтернативная последовательность, при которой социальная реабилитация и реинтеграция будут происходить до или параллельно с разоружением незаконных вооруженных формирований.

Стратегия, которая может быть использована на этом этапе, может базироваться на принципе "оружие в обмен на развитие" (опыт Албании, Мали и Сьерра-Леоне). В этих странах ответственность за разоружение была передана на местный уровень, и вместо денежных стимулов основной акцент был сделан на развитие и восстановление общин.

Взаимосвязь разоружения, демобилизации и реинтеграции и реформы сектора безопасности.

Реформирование полиции с целью укрепления безопасности на уровне общин может генерировать готовность комбатантов сдать оружие. Повышение эффективности управления границами имеет важное значение для того, чтобы оружие не попадало в регион конфликта в будущем.

Успешные усилия по РДР уменьшают нагрузку на реформу сектора безопасности и помогают предотвратить возобновление конфликта.

Авторы: эксперты Института мировой политики Дарья Гайдай, Екатерина Зарембо, Леонид Литра, Ольга Лымарь, Ярослав Литвиненко, Иван Мединский

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.