Есть ли права у украинских потребителей?

Четверг, 13 ноября 2014, 11:15 — Ростислав Дзундза, Бюро политических и социальных разработок

Право на безопасные товары и качественные услуги –
мерило европейскости

1 ноября началось временное применение Соглашения об ассоциации – событие, которого все мы так долго ждали.

И хотя речь идет лишь об отдельных разделах документа, которые вводятся в действие до завершения процесса его ратификации всеми государствами-членами ЕС, значение этой даты трудно переоценить.

Вместе с тем, Революция достоинства приучила нас говорить не только о достижениях, но и о неудачах, которые скрываются даже за эпохальными событиями.

Да, Соглашение об ассоциации содержит раздел, касающийся защиты прав потребителей. Но готовы ли мы выполнять его положения?

К большому сожалению, вопросу прав украинских потребителей, а тем более их защиты, в современных реалиях уделяется все меньше и меньше внимания. Выходит дилемма, когда права есть, а защитить их – невозможно.

При попустительстве властей потребители нашей страны остались один на один с недобросовестными представителями бизнеса и со своими проблемами. А проблем хватает. От просроченных продуктов питания на полках магазинов до некачественных услуг.

На фоне громких деклараций чиновников о необходимости повышения безопасности и качества жизни украинских граждан по европейским стандартам происходят вещи, которые – будем откровенны – не могут быть восприняты в цивилизованном обществе.

Более того, они ставят под угрозу сами евроинтеграционные планы Украины.

Рискну сказать, что рынок Украины превратился сейчас в свалку, а потребители, в условиях безнадежности, вынуждены отдавать последнюю копейку за барахло.

Одна из таких вещей произошла не так давно – 2 августа одним росчерком пера президент Петр Порошенко лишил всех граждан ряда их конституционных прав, подписав закон № 1622-VII "О внесении изменений в закон "О Государственном бюджете Украины на 2014 год".

Статьей 31 указанного закона установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы) будут осуществляться в августе-декабре 2014 года исключительно с разрешения правительства или по заявке субъекта хозяйствования.

Фактически с 1 августа 2014 года страна погрузилась в хаос безнаказанного бизнеса, ведь при отсутствии контроля со стороны государства бизнес получил единоличное право делать то, что он захочет, при единственном условии – найти средства для наполнения бюджета.

В условиях, когда понятие культуры ведения бизнеса, социальной ответственности, лояльности клиента воспринимаются в бизнес-среде как проявление слабости, а подавляющее большинство этой среды составляют "торгаши", "барыги" и даже откровенные мошенники, рассчитывать на то, что рынок самостоятельно урегулирует отношения между бизнесом и потребителем, как минимум, наивно.

Это похоже на попытки российского правительства в XVIII веке преодолеть чиновничью недобросовестность постоянными призывами к честности без применения контроля и проверки.

Пожалуй, очевидно, к чему это может привести.

Сложно понять логику действий президента, ведь представленная им осенью "Стратегия реформ-2020" ставит целью достижение европейских стандартов качества жизни и базируется на принципе заключения общественного договора между гражданским обществом, властью и бизнесом, где каждая сторона имеет свою зону ответственности.

Складывается впечатление, что тот пункт из Соглашения об ассоциации в ближайшее время вряд ли реализуется.

Сегодня Украина прилагает неимоверные усилия для защиты своего европейского выбора, демонстрирует всему миру стремление приобщиться к европейским ценностям.

Но без обеспечения права потребителя на защиту своих интересов, без гарантирования со стороны государства безопасности товаров, находящихся на рынке, и без налаживания эффективного сотрудничества в треугольнике "бизнес – власть – потребитель" невозможно построить демократическое общество и современную рыночную экономику.

Автор:

Ростислав Дзундза, руководитель Бюро политических и социальных разработок,
доктор Университета кардинала Стефана Вишиньского в Варшаве (Uniwersytet Kardynała Stefana Wyszyńskiego w Warszawie), магистр факультета Восточной Европы, Институт ориенталистики Варшавского университета (The Centre for East European Studies at University of Warsaw)

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.