Почему Евросоюз согласился на "транспортный безвиз" c Украиной

Аналитика коротко
Четверг, 30 июня 2022, 20:07

29 июня во французском Лионе Украина и Европейский Союз подписали Соглашение о грузовых перевозках автомобильным транспортом, известное также как "транспортный безвоз". Подобный документ с ЕС подписала и Молдова.

О том, как и когда заработает "транспортный безвиз" и что может помешать его реализации читайте в статье редактора "Европейской правды" Юрия Панченко Год без разрешений: что означает для Украины "транспортный безвиз" с ЕС.

Середина 2021 года. Неожиданно для украинских автоперевозчиков Польша отказалась выдавать Украине дополнительные разрешения на транспортные перевозки – и в украинском правительстве заговорили о существенных рисках для отечественного экспорта.

Это заставило Киев начать реализацию своей давней угрозы – вынести эту проблему на рассмотрение арбитража, прописанного в Соглашении об ассоциации с Евросоюзом.

Такой шаг сработал – в феврале этого года, накануне российской агрессии, Польша в качестве "жеста доброй воли" согласилась увеличить годовую квоту для Украины на 30 тысяч разрешений. Это не решало проблему в целом, однако существенно снимало ее остроту.

А вдобавок – давало надежду, что в дальнейшем можно будет договориться и о дополнительном увеличении.

Впрочем, все изменилось после 24 февраля.

Новая реальность полностью изменила все расклады вокруг споров о квотах.

Блокада РФ украинских морских портов существенно увеличивает нагрузку на другие виды транспортной перевозки. А в ситуации, когда речь идет о вывозе украинского зерна, которое должно предотвратить мировой голод, проблема выходит на существенно более высокий уровень.

Неудивительно, что в течение первого месяца после начала полномасштабного вторжения РФ правительству удалось договориться о временной отмене разрешений с рядом стран: Австрией, Венгрией, Италией, Словакией, балтийскими странами, а также с Болгарией, Германией, Данией, Румынией и Грецией.

Но одновременно – исчезла ключевая причина, по которой Польша создавала проблемы с количеством разрешений. Многие годы украинские автоперевозчики обвиняли поляков в желании взять на себя грузовые перевозки из Украины. Однако из-за войны, которую развязала Россия против Украины, поляки уже не хотят ездить по всей Украине, пытаются ездить только на расстояние 70-100 км от украинско-польской границы.

"Транспортный безвиз" еще нуждается в ратификации в парламентах Украины и государств ЕС. Впрочем, как уточняют в Мининфраструктуры, он временно вступает в силу со дня подписания.

Важный момент: срок подписанного соглашения составляет один год с возможностью пролонгации.

В ситуации, когда продовольственная безопасность человечества будет зависеть от транзита из Украины, вероятность непродления соглашения крайне мала.

Правда, сами автоперевозчики отмечают, что на 30 июня, несмотря на обещания, транзит через Польшу происходит только с разрешениями на перевозку.

Но в ближайшее время "транспортный безвиз" должен заработать, однако во временном режиме.

Более подробно - в материале Юрия Панченко Год без разрешений: что означает для Украины "транспортный безвиз" с ЕС.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Статьи

Антизападная Грузия: как официальный Тбилиси идет на конфликт с США и ЕС

Уже сейчас есть все основания предполагать, что на следующих парламентских выборах в Грузии антизападная риторика будет присутствовать гораздо шире, чем до сих пор.

Возвращение к Межморью: как обновленная польская концепция может помочь Украине

Украина нуждается в помощи, чтобы членство в ЕС было максимально плавным и эффективным. Помочь в этом может давняя геополитическая концепция Межморья.

Секреты в шкафу Трампа. За что ФБР преследует экс-президента США и что ему грозит

Первым об обысках рассказал сам Дональд Трамп, обвинив власти в политических преследованиях. Но в ФБР объяснили, что ситуация действительно серьезная... (укр.)