Какие возможности для Украины создает новая Стратегия нацбезопасности США

Аналитика коротко
Четверг, 20 октября 2022, 14:00

В текущем месяце Белый дом опубликовал новую Стратегию национальной безопасности, где определил основные стратегические угрозы для США.

Условно их можно разделить на две части – это опасности от других стран, прежде всего авторитарных, как Китай и Россия, и глобальные вызовы, в которых США планируют привлекать партнеров через платформы многостороннего сотрудничества.

О важных изменениях в подходах США, которые необходимо учитывать Украине, читайте в статье проректора Украинского католического университета, программного директора Центра Днестрянского Дмитрия Шеренговского Новая стратегия безопасности США: как 2022 год вынудил Белый дом изменить оценку рисков.

Основной фокус Стратегии состоит в путях противодействия угрозам, поступающим от соперников США – Китая, России, Ирана, КНДР и других авторитарных режимов.

Документ не содержит никаких намеков на то, что Вашингтон должен быть заинтересован в превращении режимов других стран в демократии, чтобы чувствовать себя безопаснее. Текст изобилует предложениями, что сильные и стабильные демократии сами покажут свою эффективность и Америка будет этому способствовать.

Отдельно задекларирована поддержка молодых демократий.

Реальность внесла свои коррективы, и сейчас США видят свою задачу в том, чтобы сделать автократии хотя бы менее опасными.

Стратегия четко идентифицирует Китай и Россию как две самые большие опасности.

Но если РФ усматривается как "непосредственная и постоянная угроза" для международной системы безопасности, которую нужно умерить, то Китай рассматривается как единственная сила, которая "способна и намерена изменить весь международный порядок".

В другие авторитарные страны, хотя и с более низким уровнем угроз, отнесен Иран, который определяют как фактор региональной нестабильности. КНДР является еще одной региональной угрозой развития ядерного оружия и ракет различного радиуса действия.

Модель конкуренции Китайской народной республике (КНР) усматривается в трех направлениях: 1) увеличение инвестиций в экономику, инновации, демократические институты; 2) использование и усиление сети региональных союзов и партнерств; 3) отстаивание международных норм и правил честной и открытой конкуренции.

В то же время, в документе отмечается, что США видят возможность и готовы сотрудничать с КНР вокруг глобальных проблем, таких как изменение климата, распространение пандемий, нераспространение ядерного оружия, продовольственная безопасность и т.д.

Белый дом видит модель противодействия Российской Федерации в односторонней и многосторонней поддержке Украины, пока это будет необходимо. А также в привлечении агрессора к ответственности за его поступки.

В отличие от Китая США рассматривают Россию не как игрока, способного влиять на мировой порядок, а скорее как нарушителя, которого нужно сдержать и наказать.

Неоднократно упомянутое в документе "решающее десятилетие" трактуется еще и как время вероятного сужения возможностей для борьбы с общими угрозами через потенциальные конфронтации со странами-соперниками.

США планируют перейти к практике сотрудничества с разными политическими игроками, которые проявляют к этому интерес и "уважают международный правопорядок".

На практике эта формула будет означать, что, несмотря на противостояние Белого дома со своими оппонентами, например с РФ, он будет идти на сотрудничество в таких вопросах, как предотвращение пандемий или продовольственная безопасность. Странам-партнерам, в частности Украине, нужно будет учитывать эту гибкость в подходе США и как минимум не удивляться возможным совместным инициативам по глобальным вызовам.

Усиление внутренней способности определяется в документе как необходимое условие и для обеспечения национальной безопасности, и для внешнеполитических планов США.

Особое внимание обращено на необходимость наращивания мощного оборонно-промышленного комплекса.

В отличие от предыдущих стратегий, Украина упоминается больше всего в документе – 33 раза. Понятно, что это внимание вызвано нынешней войной и комплексом вызовов, порождаемых ею – собственно, треть этих упоминаний содержится в части документа об отношениях с Россией.

Стратегия создает ряд возможностей для привлечения Украины в широкие форматы сотрудничества США с партнерами, и нам крайне важно не упустить возможности и содержательно наполнить их.

Подробнее – в материале Новая стратегия безопасности США: как 2022 год вынудил Белый дом изменить оценку рисков.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.