Торговый посредник

Понедельник, 16 июня 2014, 12:22 — Юрий Панченко, Сергей Сидоренко, ЕвроПравда

Европейская комиссия может стать посредником в еще одном украино-российском торговом споре. Речь идет об изьятиях из режима свободной торговли между странами СНГ. Ввести такие ограничения Россия обещает сразу после подписания Украиной и ЕС экономической части Соглашения об ассоциации.

Напомним, сейчас большинство украинских товаров экспоритруется в страны СНГ по нулевой ставке. Режим свободной торговли мрегулируется соглашением, вступившем в силу в сентябре 2012 года. Эта многостороннее соглашение заменило ряд двусторонних документов, а потому от него ждали стабилизацию условий международной торговли между странами СНГ.

Однако в последний момент в документ было включено Приложение №6, согласно которому страны-члены Таможенного союза имеют право в одностороннем порядке повышать таможенные ставки на товары  стран, подписавших соглашение свободной торговли с третьей стороной. С самого начала эта норма рассматривалась как еще один предохранитель подписанию Украиной и Молдовой Договора об ассоциации с ЕС.

Правда, во времена премьерства Николая Азарова украинские чиновники убеждали, что практическая реализация этой нормы достаточно тяжелая. В частности, страны Таможенного союза сначала должны доказать, что следствием созданиях режима свободной торговли с третьей стороной является резком росте импорта в страны Таможенного союза, что угрожает их национальной промышленности. Петр Порошенко, который в то время занимал пост министра экономики, предлагал создать двустороннюю комиссию, которая отслеживала бы влияние ассоциации с ЕС, на украино-российскую торговлю.

Однако российские чиновники каждый раз отказывались от таких обсуждений, настаивая на своем праве самостоятельно определять угрозы национальной промышленности. Именно поэтому ни одна украинская инициатива так и не заработала, а угроза резкого повышения Россией таможенных пошлин на украинский экспорт после подписания 27 июня Соглашения об ассоциации является чрезвычайно высокой.

В такой ситуации Евросоюз в очередной раз пытается выступить посредником между Киевом и Москвой. Предложение о начале трехсторонних консультаций с Киевом относительно действия Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, было сделано президентом Еврокомиссии Жозе Мануелем Баррозу 14 июня. "Было также договорено провести консультации между Россией, Евросоюзом и Украиной на экспертном и министерском уровнях в контексте Соглашения об ассоциации ЕС-Украина, что готовится к подписанию",-- сообщает пресс-служба Кремля.

Ряд источников ЄвроПравди свидетельствуют - аналогичным образом Евросоюз собирается быть посредником и во время торговой споры России с Молдовой. Причины ее аналогичные - 27 июня Молдова также планирует подписать Соглашение об ассоциации с ЕС.

Дипломатический источник ЕвроПравды в МИД Молдовы уточнил, что Кишинев и Москва уже начали соответсвующие консультации. " Уже состоялось два раунда консультаций. Конечно, это не означает, что мы планируем пересматривать торговые нормы - это уже невозможно. Официально речь идет о консультациях по поводу имплементации. На деле наша с европейцами цель - доказать России, что Зона свободной торговли не несет угрозы для Москвы. Хотя мы, конечно, понимаем,ч то они и сами это знают и суть их претензий - исключительно геополитическая",-- отмечает молдавский дипломат. 

Трудно оценивать перспективы такой помощи. В частности, аналогичное посредничество ЕС в переговорах относительно решения украино-российского газового конфликта пока оказалось неэффективным - стороны уже идут в Стокгольмский суд.

С другой стороны, любое обсуждение проблемы выгоднее Украине. Ведь до сих пор российские чиновники не оперировали доказательствами такого негативного воздействия. Пока обвинения российской стороны основывались на предположении, что европейские товары будут реэкспортироваться в Россию под украинским маркировкой. Такая проблема является технической и решается усилением таможенного контроля на границе - необходимость чего давно очевидна.

Второй русской "страшилкой" является угроза "вытеснения украинских товаров из отечественного рынка". По этой логике качественный и дешевый европейский экспорт сможет существенно потеснить товары украинского происхождения. Теряя внутренний рынок, украинские товаропроизводители должны будут нарастить экспорт, в первую очередь -- на рынки СНГ, где они имеют преимущество в виде режима свободной торговли.

Теоретически такие опасения имеют основания. Однако, по этой логике, Россия как член ВТО, имеет все инструменты для защиты от такого стремительно растущего импорта. Другое дело, механизмы Мировой организации торговли базируются на четких показателях роста импорта, ущерба национальным производителями, а передергивание фактами может стать объектом рассмотрения Органа ВТО по решению споров.

Не говоря о том, что подобные аргументы использовались русскими накануне вступления Украины в ВТО. Однако на практике эти негативные влияния так и не были замечены.

В таком случае участие европейцев в торговых переговорах должно быть результативным. Как минимум, россиянам придется искать реальные доказательства негативного влияния, а значит - они не смогут повышать пошлины уже 28 июня на следующий день после подписания Соглашения об ассоциации. В перспективе любой доказательства негативного воздействия должна базироваться на статистике, как изменилась украино-российская торговля за первый год действия нового режима с ЕС.

Впрочем, российская сторона имеет возможность в любой момент выйти из переговоров, в одностороннем порядке установив увеличенные пошлины на украинские товары. Не случайно глава российского МИД Сергей Лавров уже делает заявления, что ЕС игнорирует российскую позицию. Под этим игнорированием он имеет в виду сам факт подписания Соглашения об ассоциации. "Несмотря на обещания, которые делались в том, что касается необходимости втроем - России, Украине и ЕС - посмотреть, как сделать так, чтобы развитие отношений Украины с ЕС не вступало в противоречие с его правами и обязанностями по зоне свободной торговли СНГ", - заявил он.

В отличие от газовых переговоров, Украина не будет иметь варианта обратиться с иском в Стокгольмский суд. Однако до сих пор ЕС очень внимательно следил за нарушениями в торговой сфере. Именно поэтому такое поведение Москвы сможет стать последней каплей, сделавшем наложение санкций третьего уровня неотвратимым.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.