Кому грозит повышение российских пошлин?

Понедельник, 21 июля 2014, 15:50 — Елена Билан, для ЕвроПравды

Подписание Соглашения об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли  положило конец так называемой "многовекторной" внешней политике Украины, которая сводилась к двум десятилетиям тактического маневрирования между Западом и Россией.

По своей сути Соглашение является всеобъемлющим планом действий для Украины, выполнение которого должно привести к более эффективному функционированию государственных учреждений, установлению верховенства права, улучшению бизнес-климата и росту товарооборота с ЕС – одним из крупнейших мировых потребительских рынков. Эти изменения должны способствовать развитию конкуренции, экономической модернизации, уменьшению рисков, а также тому, чтобы экономика Украины стала более привлекательной для инвестиций.

Такие ожидания основываются на положительном опыте стран Центрально-Восточной Европы, которые начали интеграцию с ЕС в начале 1990-х годов, в том числе путем заключения соглашений о свободной торговле, и в конце концов присоединились к ЕС. Впрочем, необходимо подчеркнуть, что хотя Соглашение "признает европейскую направленность Украины и приветствует ее европейский выбор", оно не предусматривает перспектив членства страны в ЕС.

 

Доля украинского экспорта в ЕС и Россию (%)

Источник: Госстат

Что касается экономической части Соглашения, а именно зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, то, по разным оценкам, ее создание окажет положительное влияние на украинскую экономику в долгосрочной перспективе и может привести к дополнительному росту ВВП на уровне до 6% и приросту благосостояния (росту потребления домохозяйств) на уровне до 12%.

Наибольшие потенциальные выгоды для Украины ожидаются в результате сокращения нетарифных барьеров во внешней торговле товарами, развития торговли услугами, гармонизации законодательства и других реформ. Это означает, что положительные последствия от 3ВТ для национальной экономики будут зависеть от того, как быстро и старательно Украина будет выполнять свои обязательства в рамках ЗСТ и Соглашения об ассоциации. Особенно этот вопрос актуален для предприятий пищевой промышленности, большинство из которых смогут воспользоваться упрощенным доступом на рынки ЕС только после того, как повысят качество и безопасность своей продукции по стандартам ЕС.

При этом ожидается, что в перспективе одного-двух лет общеэкономическое влияние ЗСТ будет нейтральным или отрицательным, в частности из-за усиления конкуренции и приспособления к жестким стандартам качества. Так, существенные дополнительные затраты могут понести машиностроительные компании – из-за необходимости приведения своих технических норм в соответствие европейским стандартам. Кроме того, у государства возникнут дополнительные расходы на адаптацию законодательства.

Но самые краткосрочные риски для украинской экономики связаны не столько с введением в действие положений Соглашения об ассоциации, сколько с реакцией России, которая решительно выступала против европейской интеграции Украины.

По заявлениям российских должностных лиц, создание ЗСТ между Украиной и ЕС приведет к наплыву европейских товаров в Россию через территорию Украины.

На самом деле, такая угроза вряд ли серьезна, поскольку ЗСТ между Украиной и ЕС, как и любое другое соглашение о свободной торговле, не отменяет правила относительно страны происхождения товара. То есть европейские товары, которые будут ввозиться в Россию через территорию Украины, будут маркироваться как произведенные в ЕС, и на границе с Россией к ним будут применяться те импортные тарифы, которые действуют между РФ и Евросоюзом. Также согласно положениям ЗСТ Украина будет снижать импортные тарифы для ввозимых из ЕС товаров постепенно, в течение нескольких лет.

Несмотря на призрачность угрозы, Россия может применить ограничительные торговые меры в отношении украинских товаров, которые являются одним из мощнейших средств экономического давления.

Ведь экспорт в Россию составляет 24% общего украинского экспорта товаров, в то время как лишь 5% российского экспорта приходится на Украину (несмотря на то, что Украина является вторым крупнейшим потребителем российского газа после Германии).  Россия уже использует нетарифные барьеры для ограничения импорта из Украины, такие как запрет импорта продуктов питания из-за претензий относительно их качества или же протекционистские меры на рынке железнодорожных вагонов. В результате этих мероприятий и замедления темпов роста российской экономики украинский экспорт в Россию сократился на 23% в течение последних двух лет, до $15 млрд в 2013.

Современная версия Соглашения о ЗСТ между странами СНГ, обновленная в 2011 году, предоставляет России (а также Беларуси и Казахстану) правовой и совместимый с правилами ВТО способ ограничить импорт товаров из Украины.  В соответствии с приложением 6 настоящего договора, страны-члены Таможенного союза имеют право повысить свои импортные пошлины до уровня режима наибольшего благоприятствования (уровень, отвечающий требованиям ВТО) в случае угроз их экономикам со стороны других стран.

Если Россия воспользуется этим приложением, украинские товары, ввозимые в эту страну, будут облагаться пошлиной по ставке от 0% до 20% (в среднем - около 9%).

Скорее всего, экспортеры товаров, увеличение пошлины на которые составит несколько процентных пунктов, существенно не пострадают и будут продолжать экспортировать свою продукцию.

Однако экспорт продукции, к которой может быть применено пошлина 10% и выше, с большой вероятностью станет убыточным и снизится или вовсе прекратится. По нашей оценке, повышение Россией импортных тарифов до уровня, согласованного с ВТО, приведет к уменьшению украинского экспорта в Россию на $2,0-2,5 млрд. в год, что составляет около 3% от общего объема украинского экспорта.

Больше всего пострадают экспортеры напитков, продукции из зерна, изделий из керамики и бумаги.

При этом влияние на традиционные статьи украинского экспорта, в частности металлы и продукцию машиностроения, которые вместе составляют более половины общего украинского экспорта в Россию, будет незначительным, поскольку к этим товарам будут применяться относительно низкие импортные пошлины от 3,1% до 7,4%.

Наши оценки свидетельствуют о том, что влияние на украинскую экономику от увеличения Россией таможенных тарифов вряд ли будет разрушительным.

Однако увеличение импортных пошлин может сопровождаться другими протекционистскими мерами, например более жесткими таможенными проверками и прямым запретом на ввоз некоторых товаров. В таком случае, влияние может быть гораздо существеннее, хотя учитывая тесные производственные связи между украинскими и российскими предприятиями, Россия скорее всего будет применять протекционистские меры выборочно, в первую очередь для тех товаров, которые не являются критическими для российских производителей.

Ухудшение торговых отношений с Россией станет вызовом для украинской экономики, но будет способствовать постепенной переориентации на другие рынки сбыта и на более надежных торговых партнеров. 

Ключевые группы украинских товаров, экспортируемых в Россию (2013 г.)

Код

Название

Объем экспорта

(млрд $)

Доля

(%)

Пошлина РНС России* (%)

Код

Название

Объем экспорта

 (млрд $)

Доля

(%)

Пошлина РНС России*  (%)

84

Ядерные реакторы, котлы, машины, оборудование

2.2

14.7%

3.1%

18

Какао и продукты из него

0.3

2.2%

6.1%

72

Черные металлы

2.2

14.3%

5.4%

94

Мебель

0.2

1.5%

20.0%

86

Железнодорожные вагоны

1.7

11.6%

7.4%

22

Алкогольные и безалкогольные напитки

0.2

1.5%

17.4%

85

Электрические машины и оборудование

1.1

7.3%

7.0%

27

Минеральные топлива

0.2

1.4%

4.5%

28

Продукты неорганической химии

0.9

6.0%

5.2%

69

Керамические изделия

0.2

1.3%

17.3%

73

Изделия из черных металлов

0.8

5.6%

14.2%

87

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного

0.2

1.3%

9.0%

48

Бумага и картон

0.8

5.1%

13.6%

20

Овощи и фрукты

0.2

1.2%

9.2%

25

Соль, сера и др.

0.5

3.1%

5.0%

02

Мясо и съедобные субпродукты

0.2

1.1%

6.5%

39

Пластмасса, полимерные материалы и изделия из них

0.4

2.6%

10.1%

19

Готовые продукты из зерна, зерновых культур

0.2

1.0%

13.8%

04

Молочная продукция и яйця

0.4

2.5%

16.1%

90

Приборы и оптические аппараты

0.1

0.9%

5.1%

Всего для топ-20

13.0

86%

n/a

Все товары

15.1

100%

9.0%

 

Автор: Елена Билан, главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.