Друзья России готовят ответный удар

Четверг, 2 октября 2014, 18:41 — Сергей Сидоренко, Страсбург

"Усталость от украинского кризиса" и "надо же как-то договариваться, даже с Россией Путина" - вот ключевые мысли, которые услышали присутствующие на "украинских дебатах" в ПАСЕ.

Нет, Армагеддона не случилось.

На осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая завершается 3 октября, не будет приниматься никаких документов по Украине. Поэтому формальных решений нет. Развязка отложена до следующей встречи в Страсбурге - то есть до конца января.

Сейчас никто не может сказать, набралась ли бы в зале половина "уставших европейцев" в случае, если бы голосование состоялось уже на текущей неделе. Скорее нет, чем да.

Но тенденция откровенно беспокоит.

В поддержку "диалога с Россией, несмотря на все проблемы" высказывались депутаты, которые полгода назад голосовали за противоположное решение - за лишение россиян права голоса в ПАСЕ.

Одно из объяснений заключается в том, что российские депутаты умеют работать с коллегами по ассамблее (и не всегда речь идет о подкупе или других методах, о которых привыкли говорить у нас - иногда достаточно нескольких встреч и убедительных аргументов).

А вот качество работы украинских политиков, которые должны были бы им противостоять - под большим вопросом.

Что на кону?

Напомним вкратце историю вопроса. ПАСЕ стала одним из первых европейских институтов, который ввел политические санкции против РФ. Еще весной ассамблея подавляющим большинством голосов приняла жесткое решение: лишить Россию до конца 2014 года права голоса, права участия в руководящих органах ПАСЕ и в миссиях по наблюдению за выборами.

При этом у россиян оставалось право участвовать в заседаниях ассамблеи и выступать, но только не голосовать.

Однако Россия в знак протеста отказалась от участия во всех без исключения органах ПАСЕ.

В конце января 2015 года российский вопрос вновь должен быть рассмотрен.

Источники "Европейской правды" в МИДе утверждают, что украинская сторона будет лоббировать продолжение дипломатических санкций против РФ. Это выглядит весьма логично, ведь ситуация за полгода только ухудшилась и повода для их снятия как-будто бы и нет.

Но Москва уже начала кампанию за свое возвращение в сессионный зал ПАСЕ. И лоббирует это решение весьма активно. Ведь это будет первым примером снятия санкций с Кремля.

А за первым шагом, как правило, идет следующий.

Страсбургские дебаты

На текущей сессионной неделе украинский кризис обсуждали в так называемом формате "текущих дебатов", то есть без принятия итоговой резолюции.

Такой формат был выгодным для нашего государства.

Еще одна резолюция с "глубокой озабоченностью" и "решительным осуждением" российской агрессии не меняла бы картину - такие решения от ПАСЕ у нас уже есть. А вот гарантии, что там не появятся "шпильки" в адрес Украины, не мог дать никто.

Отказ от итогового документа уменьшает важность дебатов, но позволяет "прощупать" настроения сессионного зала. Результаты "прощупывания" оказались не слишком оптимистическими.

Несколько раз под куполом Дворца Европы прозвучало словосочетание "гражданская война". И звучало оно не от коммунистов, а от представителей респектабельных партий Западной Европы.

Да, в ЕС есть депутаты, которые называют и воспринимают украинско-российский вооруженный конфликт именно таким образом.

Конечно же, левые партии оказались наиболее радикальными защитниками Кремля.

"Еще неизвестно, что произошло с пассажирским "Боингом" MH17. Неясно, кто его сбил, и вообще - почему он разбился. Неправильно обвинять во всем Россию или Путина. Да, Путин сделал немало ошибок, но ведь есть и внутренние проблемы Украины", - убеждал членов ПАСЕ немецкий депутат Андрей Гунко из группы левых, которая объединяет коммунистов в ПАСЕ.

Социал-демократы оказались более умеренными, но то, что звучало с их стороны, не добавляло оптимизма.

"В регионе есть легитимные интересы России, и мы это признаем", - начал свое выступление британский лорд Дональд Андерсон, которому поручили изложить позицию группы левоцентристов.

"Вопрос в том, действительно ли Россия хочет стабилизации, или она, наоборот, заинтересована в сохранении нестабильности... Поэтому НАТО должно гарантировать, что альянс никогда не предложит Украине полноценного членства. В противном случае Россия может отдать предпочтение сохранению нестабильности", - отметил он.

Эту мысль поддержал и британский правоцентрист сэр Эдвард Лейг.

"Это же не вопрос Путина, - объяснял он. - Все российские лидеры говорили, что они не допускают, чтобы Украина стала членом НАТО. И их беспокойство обоснованно. Так что мы можем, конечно, атаковать Россию, но нужно быть реалистами. Надо осознать, что у России действительно есть легитимные интересы в Украине".

Лейг также оказался в числе тех, кто открыто призывал вернуть России право голоса в ПАСЕ - несмотря на ее участие в войне на украинской территории.

"Я, конечно, никоим образом не хочу сказать, что России нужно простить все, что она сделала и продолжает делать в Украине. Но из-за того, что Россия не присутствует на ассамблее, мы ее не слышим", - пояснил он.

"Нам нужна российская делегация в этом зале. Без диалога с Россией мы ничего не сможем сделать", - поддержал его итальянский депутат Манлио Ди Стефано.

Поверьте, такие заявления кажутся по меньшей мере странными не только для нас, украинских читателей. Несколько депутатов ПАСЕ эмоционально отреагировали на слова коллег.

"Я слушаю и удивляюсь. Мы вообще кто - маяк свободы и демократии?

Или мы собираемся ждать разрешения Путина, который должен дать согласие, кто может становиться членом НАТО, кто может интегрироваться в Европу? Что мы за организация?" - возмущенно обратился к коллегам датчанин Морген Йенсен.

Число тех, кто высказывался за возвращение России, и тех, кто критиковал такой подход, во время дебатов было примерно равным.

В ожидании января

Даже нынешнее распределение мнений в ПАСЕ является весьма угрожающим. Но есть также дополнительные факторы, способные увеличить поддержку идеи снятия с РФ дипломатических санкций.

Прежде всего, речь идет о "факторе присутствия" россиян.

Во время дебатов на этой неделе россияне отсутствовали. А в январе делегация Госдумы приедет в Страсбург в полном составе, чтобы "обрабатывать" тех депутатов, кто еще колеблется.

Что смогут противопоставить им украинцы? К сожалению, здесь есть проблемы.

Главная сложность в том, что в январе - после выборов - у нас будет совершенно новая и неопытная делегация в ПАСЕ. Часть "старожилов" объявила, что не будет баллотироваться на выборах в Верховную раду.

А без знания правил, процедур и, самое главное, традиций ассамблеи работать здесь невероятно сложно.

К тому же некоторые украинские депутаты-члены ассамблеи просто не ездят на сессию, теряя украинскую квоту (как, допустим, член ПАСЕ от УДАРа Ирина Геращенко, которая даже записалась на выступление во время дебатов, но так и не появилась в зале).

И, наконец, не на нашей стороне играет руководство ассамблеи.

"Европейская правда" уже писала, что президент ПАСЕ Анн Брассер (депутат из Люксембурга) проводит закрытые переговоры о восстановлении полномочий россиян уже в январе. А в четверг выяснилось, что против санкций выступает также глава мониторингового комитета - ключевого органа ПАСЕ - австриец Стефан Шеннах.

Вечером 2 октября во время дебатов по мониторинговой резолюции он раздраженно прокомментировал слова депутата ВР Владимира Арьева, который требовал наказать Россию за ее действия.

"Мистер Арьев, вы призываете к санкциям, санкциям и санкциям. Но если мы будем действительно наказывать, то у нас в ассамблее будет на десяток стран меньше", - заявил Шеннах.

Влияние Шеннаха и Брассер на решение о возобновлении полномочий России - более чем значительное. Поэтому вполне вероятно, что они достигнут поставленной цели.

И хотя это не означает, что Европа признает действия России "законными", такое развитие событий для нас очень нежелательно.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: