Как Порошенко, но не совсем: что показали первые визиты президента Зеленского

Четверг, 20 июня 2019, 10:50 — , Европейская правда

На этой неделе президент Владимир Зеленский посетил Париж и Берлин. Это были его первые двусторонние визиты в качестве президента, хотя двумя неделями ранее он уже ездил в Брюссель, где посетил штаб-квартиру НАТО, институты ЕС, встретился с президентом Польши Анджеем Дудой.

И хотя практических результатов ни один из этих визитов пока не принес (да их и не могло быть, за такой короткий период) – для первых выводов данных хватает. И эти выводы далеко не во всем в пользу нового президента.

Для начала перечислим краткие итоги первых международных встреч.

Коротко о главном

Во-первых, "зрады" не случилось. И это хорошо.

Опасения, которые приходилось слышать, о непременной сдаче интересов президентом, о пророссийской политике, о развороте Украины и тому подобное – не подтвердились. И редакции ЕвроПравды не приходилось слышать ни одного западного дипломата, который пришел бы к другому выводу на основании как официальных, так и непубличных деталей встреч.

Во-вторых, неправы были и те, кто рассчитывал на быстрое решение проблем во внешней политике.

Оснований надеяться на это нет. Не будет ни "обновления Нормандии и Минска", ни изменений в политике Германии и Франции в нашу пользу. Да и новых "плюшек" от НАТО и ЕС пока не предвидится.

В-третьих, уже стал очевидным недостаток опыта и умения вести переговоры.

Это – однозначный минус, который вредит не только Зеленскому, но и Украине. Президенту не хватает "техники", не хватает знаний, понимания мировой политики. Одним словом, не хватает опыта. Эти проблемы вполне прогнозируемы, никаких сюрпризов, просто теперь они проявились наглядно.

Но напоследок – хорошая новость. Недостаток опыта не будет вечной проблемой, а визиты доказали, что Зеленский уже учится. И это обнадеживает.

С каждым последующим выходом к прессе за рубежом президент чувствовал себя увереннее – хотя ему еще далеко до уровня мировых лидеров, с которыми ему приходится пересекаться.

Теперь обо всем этом – в деталях.

Миф о Минске

В то время как в Украине распространены разговоры о том, не развернет ли новый президент курс Украины с Запада на Восток, в ЕС не считают это серьезным риском – большинство партнеров пока уверены, что новая команда сохранит по крайней мере заявленную направленность.

А вот судьба конкретных реформ вызывает серьезные вопросы.

Брюссель потратил немало средств европейских налогоплательщиков на поддержку преобразований в Украине и хочет быть уверен, что эти деньги не вылетят в трубу. Проще говоря, не перечеркнет ли новая украинская власть все наработки предыдущей?

Надо отдать должное новой "зе-команде": там это вовремя поняли и попытались сделать так, чтобы европейским партнерам было приятно. Ради этого Банковая пригласила в президентские визиты чиновников из "не слишком дружественных" политических команд.

Этот жест остался без внимания в Украине – но его оценили и в Брюсселе, и в Берлине.

Так, в Брюссель с Зеленским полетела профильный вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, а в Берлин – вице-премьер Геннадий Зубко, ответственный за реформу децентрализации (из Германии поступает финансирование проектов, связанных именно с этой реформой, и к ней у правительства Меркель – особое внимание).

Еще одним доказательством устойчивости власти стала позиция Зеленского по "Минску" – ни одного заявления, которое противоречило бы тому, что говорил по этому поводу Порошенко, не прозвучало ни в Париже, ни в Берлине. "Минск" будет сохранен в нынешнем виде, а работа нормандского формата должна возобновиться как можно скорее, заявил Зеленский, вызвав одобрительные оценки в ЕС и критику тех в Украине, кто ждал от президента новых форм международного сотрудничества по Донбассу.

Кстати, то, что в Украине так много людей ждали изменений в этой сфере – отдельный феномен. Ведь и сам "Зе", и его команда публично говорили о незыблемости "Минска" еще во время кампании. Например, в мартовском исследовании "Европейской правды".

Но в том и состоит особенность выборов-2019: мифы о политиках порой сильнее их реальных заявлений и действий.

Стабильность "зрады"

Не секрет, что президент Франции Эммануэль Макрон – образец для Зеленского. Да и хозяин Елисейского дворца относится к украинскому коллеге с симпатией; в конце концов, они встречались уже дважды за два с лишним месяца.

Но в международной политике нет места сантиментам.

Уровень приема, церемонии, встреча с почетным караулом – все это в Париже прошло безупречно. Но во время официальных переговоров Франция не пошла на уступки Украине ни по одному пункту.

Разрушители Совета Европы: как остановить западные столицы за шаг до рокового подарка Кремлю

Зеленский просил у Макрона если не поддержки, то хотя бы нейтральности в вопросе санкций против России в ПАСЕ. Тот категорически отказал и публично выступил за снятие ограничений с российских депутатов, поскольку "от этих санкций страдает не российское государство, а граждане России".

Зеленский призвал ужесточить санкции, введенные Евросоюзом – Макрон ответил, что об усилении санкций речь не идет, только о продлении.

Нечего и говорить, что та же самая картина была на встрече с Меркель. Ни по ПАСЕ, ни по усилению санкций, ни по "Северному потоку-2" никаких уступок Украина не получила.

И позитивом тут можно считать разве что то, что у президента и его команды отныне будет больше реализма в оценке сложностей внешней политики.

Искусство переговоров

Даже по открытой части визитов было очевидно, что Владимир Зеленский уже испытывает проблемы из-за отсутствия опыта во внешней политике.

Пресс-конференции лидеров по завершению переговоров в этом смысле нередко бывают показательными, особенно когда речь идет о встрече, где у сторон есть разногласия по важным вопросам. В этом случае политики могут публично, в присутствии прессы подытожить свою позицию, выбрать наиболее эффективные аргументы и попытаться убедить если не друг друга, то журналистов и общество.

Зеленский получил такую ​​возможность после встречи с Макроном, когда на пресс-конференции прозвучал вопрос о ПАСЕ – но он выбрал наименее действенный и даже вредный аргумент, который был сразу отвергнут Макроном и вовсе не помог Украине привлечь поддержку французской прессы (мы уже писали об этом подробно в статье "Разрушители Совета Европы").

Но к счастью, и на этой пресс-встрече не все было катастрофичным.

Президента стоило бы поблагодарить за его реакцию на слова о якобы диалоге Украины с сепаратистами, прозвучавшие в переводе выступления Макрона.

Как известно, Зеленский вмешался и взялся объяснить своему собеседнику, что ни на какие переговоры с боевиками Украина не пойдет.

Но позитив от того, что Зеленский взял слово, был нивелирован тем, как он объяснял свою позицию. То, что можно было изложить двумя-тремя короткими фразами, заняло больше двух минут достаточно путаных объяснений с массой языковых и терминологических ошибок.

Почему Украина не будет говорить с главарями боевиков, нам всем известно – конечно, потому, что они являются марионетками России, и переговорной стороной должны быть именно россияне. И ЕвроПравде известно, что на Банковой придерживаются точно такой же позиции. Но обратите внимание – в продолжительной речи Зеленского ни этого, ни какого-либо другого аргумента так и не прозвучало!

Эта история стала иллюстрацией того, насколько Зеленскому не хватает международного опыта.

Он еще не умеет говорить кратко – а темпоритм международных встреч исключает пространные рассуждения "ни о чем". Он не чувствует необходимости аргументировать – а без этого никаких переговоров не выиграть. Он путается в названиях и терминах, и общение на украинском, которым Зеленский до сих пор редко пользовался, добавляет путаницы (хотя то, что с избранием он перешел на государственный язык – безусловный плюс).

Хорошо, что сейчас визави украинского президента выступал в целом дружественный к Украине президент Франции. А вот переговоры с недружественным, а то и враждебным политиком при таком же раскладе могут завершиться фиаско.

Трудности перевода...

Важно отдельно объяснить, откуда вообще появилось упоминание о переговорах с сепаратистами на этой пресс-конференции. На самом деле Эммануэль Макрон не говорил фразы, которая возмутила Зеленского!

В оригинале, на французском языке, Макрон поддержал своего украинского коллегу за "твердое намерение заставить оружие замолчать, протянуть руку украинскому населению c сепаратистских территорий и внедрять Минские соглашения для урегулирования конфликта". Вполне приемлемая фраза, которая, кстати, полностью соответствует позиции Банковой.

Но с легкой руки переводчицы она превратилась в утверждение о якобы готовности Киева "пойти на путь переговоров с сепаратистами, которые уже начались".

Есть отличие, не так ли?

Эта ошибка в изложении слов Макрона была самой яркой – но не единственной на пресс-конференции (его перевод, кстати, согласно принятым стандартам обеспечивала французская сторона).

Были ли похожие проколы и на закрытой части встречи?

У нас нет ответа на этот вопрос. Но то, что в переговорах принимал участие франкоязычный посол Украины Олег Шамшур, позволяет надеяться, что неточности если и имели место, то критических проблем не вызвали.

...и хорошие новости

О проблемах мы поговорили. Их действительно хватает, опыта действительно недостаточно, а возможные переговоры с агрессором в формате нормандской четверки добавляют опасений.

Что же дает основания для оптимизма, о котором говорилось в начале статьи?

Прежде всего – уже упомянутое участие во встречах посла Шамшура и его коллеги в Германии, посла Мельника.

Вы наверное помните недавний скандал с "президентским плагиатом", когда в речи Зеленского нашли фрагменты речи Порошенко? Эта история дала основания кому-то на Банковой объявить "крестовый поход против МИД", обвинить дипломатов в работе на Порошенко, пообещать наказать всех причастных и так далее.

ЕвроПравде известно, что ошибку тогда действительно допустил один из дипломатов в Департаменте ЕС, но подозрения о "двойных агентах" в адрес МИД – совершенно безосновательны, и они создали недобрую атмосферу. И, по данным "Европейской правды", у Зеленского впоследствии осознали, что создавать врага было ошибочным. Конфликт не получил развития, а об идее "чисток" просто забыли. Это примирение с дипломатической службой очень важно. Без этого шансы на то, что международные встречи нового президента будут хорошо подготовлены, летели в пропасть.

Но вернемся от конфликтов команд к самому президенту.

Несмотря на жесткую критику в его адрес, есть и хорошая новость по итогам визитов.

Зеленский понемногу учится. Сравнение трех визитов это доказывает.

Да, с владением темой до сих пор не все хорошо. Да, публичные выступления, мягко говоря, не на высоте. Однако на пресс-конференции во Франции он уже чувствовал себя увереннее, чем в Брюсселе, а в Берлине – лучше, чем в Париже. По сути, здесь уже не было грубых ошибок – но еще осталось чтение с листа.

И поскольку уже шла речь о переводе, стоит остановиться также на эпизоде ​​на пресс-конференции в Берлине. В украинском сегменте соцсетей получило распространение короткое видео со словами Зеленского о том, что он якобы "не знает, что Порошенко встречался с Меркель". Об этом писали на новостных сайтах, возмущались лидеры общественного мнения, вспоминали количество встреч лидеров за последние годы – в дискуссии хватало всего, кроме... желания проверить, что же прозвучало в Берлине на самом деле.

А на самом деле никакой неточности в шутливом ответе не было, и в этом можно убедиться, переслушав и вопрос, и ответ, и реакцию Меркель (на немецком это можно сделать тут, таймкод 16:25).

У политиков спросили, не повлиял ли на атмосферу их переговоров факт, что прямо перед вторым туром выборов в Украине Меркель встретилась с президентом Порошенко, который также был кандидатом (а такие переговоры действительно противоречат международной практике). Не обо всех встречах, а об одной конкретной, которая имела место 12 апреля. Отшутились в ответ на это не только Зеленский, но и Меркель, и оба заверили немецкие медиа, что напряженности между ними нет.

К слову, в немецких СМИ ответ оценили положительно, увидев в нем желание гостя избежать конфронтации.

Но украинским читателям (и иногда и журналистам) значительно ближе ощущение "зрады". И с этим, похоже, сложно что-то сделать.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.