Преимущества от НАТО: чем опасен для Украины отказ от курса на вступление в Альянс

Пятница, 15 апреля 2022, 17:26 — , Центр "Нова Європа"
Фото пресс-службы НАТО
Учения Rising Griffin в Литве. Апрель 2022 года

Следует ли Украине все же окончательно отказаться от курса на НАТО?

В поисках модели прекращения боевых действий украинская сторона уже вынесла ряд предложений для потенциального "мирного соглашения" с Россией, ключевым из которых является гарантия невступления Украины в НАТО или другие военные союзы (фактически нейтралитет) в пользу получения гарантий безопасности со стороны ряда государств.

Другой путь выбирают нордические страны: Швеция собирается уже в июне подать заявку на членство в Альянсе (поддерживают 51% населения), а в Финляндии решение о возможной заявке на вступление в НАТО прогнозируют принять в течение нескольких недель (поддерживают 62% населения).

Попробуем разобраться, стоит ли Украине отказываться от НАТО. И действительно ли поддержка украинцами членства в Альянсе падает (спойлер: на самом деле "зрады" не произошло)?

Атака на НАТО

Необходимость вступления Украины в НАТО в качестве основного способа обеспечения безопасности страны выкристаллизовалась после начала войны России в Украине в 2014 году. С этого времени эту идею стабильно поддерживали примерно 45-50% граждан.

В преддверии полномасштабного военного вторжения России в Украину в феврале 2022 года за членство Украины в Альянсе выступали 62% граждан, а уже через неделю после начала полномасштабных военных действий уровень поддержки стремительно вырос до рекордных 76% (1 марта 2022 года).

Однако в первые недели войны в Украине началась информационная кампания по дискредитации НАТО.

В ней участвовали как украинские чиновники, так и отечественные и европейские медиа. Чрезвычайно высока была концентрация нарративов о слабом Альянсе, который не хочет закрыть для Украины небо, предоставить Украине вооружение и тому подобное.

Такая информационная волна привела к тому, что ряд украинских экспертов-евроатлантистов даже написали обращение в штаб-квартиру НАТО с просьбой обратить внимание на проблемы позиционирования Альянса в Украине и отсутствия в публичной коммуникации Альянса четких месседжей об Украине.

Параллельно с этим украинская делегация в Стамбуле сигнализировала о готовности говорить о нейтралитете и отказе от движения к членству в НАТО. И уже на 30-31 марта социологи зафиксировали уменьшение поддержки вступления в НАТО – 68%.

Сразу успокоим: катастрофы не произошло.

Курс на членство в Альянсе до сих пор поддерживает подавляющее большинство населения, а говорить о стремительном снижении поддержки было бы откровенным преувеличением. Разница – 62% в феврале и 68% в конце марта – довольно несущественная, особенно с учетом того, что задекларированная статистическая погрешность составляет 2,5%.

Впрочем, определенное изменение настроений все же произошло, а предложение Украины получить гарантии безопасности со стороны ряда государств, особенно в формулировке "даже сильнее статьи 5 Вашингтонского договора", могло стать для части граждан Украины аргументом в пользу отказа от идеи членства Украины в НАТО.

Наверное, многих не оставили безразличными и манипулятивные лозунги о слабом НАТО.

Теперь, когда информационная волна по дискредитации Североатлантического альянса постепенно утихла, можно с холодной головой поговорить о том, что прежде чем обвинять НАТО в слабости и нерешительности, сознательному гражданину необходимо понимать, сколько всего Альянс сделал для Украины и какую помощь оказал за годы сотрудничества.

Голосуя на соответствующем референдуме (если придется), украинцам также следует отдавать себе отчет, что их мнение учитывают.

Это решение будут учитывать зарубежные лидеры, которые порой могут принимать судьбоносные решения.

Так, в 2008 году в европейских столицах свое решение отказать Украине в предоставлении Плана действий по членству (ПДЧ) аргументировали тем, что уровень поддержки вступления Украины в НАТО на тот момент был рекордно низким – 15-20%.

А вдобавок надо отдавать себе отчет, что курс Украины на членство в НАТО – это не только о формальном вступлении в Альянс и защите Украины статьей 5 Вашингтонского договора.

Речь идет прежде всего о глубинном сотрудничестве с Альянсом на разных уровнях, которое способствовало существенным трансформациям внутри самой Украины.

Преимущества еще до членства

Укрепление безопасности и усиление обороноспособности Украины было не просто одним из приоритетов, а стало одним из главных достижений в сотрудничестве с Альянсом.

За годы сотрудничества (официально отношения Украины с НАТО были установлены в 1992 году) Украина стала единственным государством-партнером Альянса, участвовавшим во всех его основных миссиях и операциях.

С 2014 года Украина принимает участие в многочисленных совместных учениях с НАТО: Sea Breeze, Rapid Trident, Joint Juncture, Defender Europe, Coherent Resilience, Cossack Mace-2021 и т.д.

Тренировки с инструкторами из стран-членов НАТО прошли десятки тысяч украинских военнослужащих.

Это способствовало увеличению уровня боеспособности украинской армии, внедрению в Украине лучших практик и стандартов армий стран Европы и США, а также усилению взаимосовместимости с армиями государств-членов Альянса.

Если вооруженные силы государств-членов и партнеров НАТО взаимосовместимы, это означает, что они понимают друг друга, действуют по определенным стандартам и могут совместно и согласованно взаимодействовать в рамках учений или операций.

Продолжительное сотрудничество и наличие доверия между Альянсом и Украиной способствовало предоставлению Украине оружия и введению санкций против страны-агрессора после начала полномасштабной войны России против Украины. Эти действия предпринимают государства-члены НАТО, а не собственно Альянс, однако в этих вопросах он играет координирующую роль.

Украина, кстати, имела возможность производить закупки продукции военного назначения, которую не производят в стране, еще до начала полномасштабного вторжения России.

В 2015 году Украина присоединилась к Агентству НАТО по поддержке и поставкам – специализированной системе закупок Альянса – и уже с 2019 года начала осуществлять закупки по упрощенной процедуре и сниженным ценам.

Тесное сотрудничество с Североатлантическим альянсом также способствовало запуску в Украине реформы оборонных закупок, направленной на борьбу с коррупцией в секторе безопасности и обороны Украины, и внедрению лучших практик государств-членов НАТО.

Кроме того, благодаря углубленному сотрудничеству с Альянсом

Украина получила возможность проводить обмен разведданными с государствами-членами НАТО.

Это чрезвычайное преимущество, которое мы используем в условиях войны с Россией. Углубленный обмен разведданными стал возможен, в частности, благодаря получению Украиной статуса партнера с расширенными возможностями (EOP). Среди других преимуществ этого статуса: расширение участия Украины в совместных учениях и тренировках НАТО, усиление сотрудничества по обеспечению безопасности Черного моря, расширение украинского представительства в структурах НАТО и т.д.

Реформы, ощутимые для рядовых граждан и военных

Сотрудничество Украины с НАТО в сфере внедрения реформ было одним из основных и едва ли не важнейших. Альянс оказывал совещательную помощь в этой сфере, а также помогал определить наиболее приоритетные реформы для внедрения.

Благодаря поддержке со стороны государств-членов НАТО в Украине были сделаны первые шаги на пути к установлению демократического и гражданского контроля над вооруженными силами – введена норма, что министром обороны должно быть гражданское лицо; были запущены реформы СБУ и разведки; произошли положительные изменения в Вооруженных силах Украины: реформирование сержантского корпуса ВСУ, улучшенное медицинское обеспечение военных.

 

Бесспорно, до полномасштабного вторжения России актуальными для Украины оставались ряд проблем, таких как обеспечение военных жильем, отток квалифицированных кадров из армии и т.д.

Именно стремление к вступлению в Альянс определяло необходимость проведения дальнейших реформ в сфере безопасности и обороны, ориентированных на людей.

Речь идет о социальной защите военных, надлежащем медицинском обеспечении, равных правах и возможностях женщин и мужчин в секторе безопасности и обороны и т.д. Ведь обеспечение этих условий – один из основных критериев вступления в НАТО.

Отсутствие цели в виде членства в НАТО может затормозить проведение таких реформ в будущем.

Альянс также направлял помощь Украине через программы по развитию потенциала: например, программа по профессиональному развитию (PDP, развитие навыков управления и лидерства у гражданских должностных лиц), программа по развитию военного образования (DEEP) и т.д.

В рамках "Комплексного пакета помощи", включающего 40 целевых мероприятий в 13 ключевых сферах, государства-члены Альянса оказывали Украине помощь через трастовые фонды (механизм оказания на добровольной основе отдельными странами-членами и партнерами НАТО целевой практической помощи в различных отраслях).

Например, помощь для военнослужащих предоставлялась через трастовый фонд по медицинской реабилитации (непосредственная помощь раненым военнослужащим, развитие институтов медицинской реабилитации), трастовый фонд по созданию системы перехода с военной карьеры на гражданскую (переподготовка и приобретение дополнительных компетенций).

НАТО также уделял большое внимание вопросам гендерного равенства как в военных, так и в гражданских структурах.

Кроме того, НАТО способствовал проведению антикоррупционных реформ в Украине (внедрение электронного декларирования для чиновников, уменьшение секретности в публичных и оборонных закупках), судебной реформы (создание Высшего антикоррупционного суда – ВАКС) и т.д. Эти реформы напрямую влияют на жизнь населения и ощутимы для рядовых украинцев.

* * * * *

Отказ от курса в НАТО, а также сильное отмежевание от Альянса будут означать не только отказ от идеи членства, но и возможный конец углубленного или вообще какого-либо сотрудничества с НАТО вообще.

В одиночку отказавшись от курса на Альянс, Украина лишь облегчит задачу противникам вступления нашего государства в НАТО (а за годы независимости Украина уже несколько раз то провозглашала своей целью членство, то отказывалась от него), а в случае нового нападения Украина может остаться без поддержки и помощи партнеров.

Автор: Марианна Фахурдинова,

аналитик Центра "Новая Европа"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: