Выборы в Финляндии – праймериз, открытые списки и интернет-голосование

Четверг, 28 мая 2015, 09:12 — Довиле Вайшвилейте, мониторингово-аналитическая группа "ЦИФРА"

Финляндии можно позавидовать – она стабильно занимает топовые позиции в рейтингах Transparency International и Freedom House. Ее часто ставят в пример как страну с крепкими демократическими традициями, лучшим уровнем представительства женщин в парламенте, высокой избирательной активностью граждан, стабильными избирательными институтами.

Для Украины опыт Финляндии интересен тем, что финский парламент – Eduskunta – избирается по пропорциональной системе открытых партийных списков. Эта система, с незначительными изменениями, функционирует в стране тысячи озер уже почти сто лет.

Последние парламентские выборы там состоялись относительно недавно – 19 апреля 2015 года. Автору пришлось быть наблюдателем на них, что позволило лучше понять финскую политическую систему.

Возможно, некоторые ее черты будут полезны и для Украины.

Eduskunta насчитывает 200 депутатов, избираемых в 13 избирательных округах: 12 многомандатных, величиной от 7 до 35 мандатов.

Еще один округ – Aland – одномандатный. За Аландским архипелагом закреплено одно место в парламенте вне зависимости от численности его населения. Так гарантируется представительство интересов территории, которая в прошлом принадлежала Швеции.

Финская избирательная система не предусматривает голосования за партию. Отдать голос можно только за кандидата, вписав его порядковый номер в специально отведенное место в бюллетене.

 

На избирательных участках и в помещениях для голосования размещены плакаты с перечнем партий. Последовательность размещения определяется жеребьевкой, а кандидаты каждой партии размещаются в алфавитном порядке.

Нумерация всех кандидатов непрерывна и начинается с двойки. Считается, что единица дает неоправданное преимущество кандидату под этим номером.

Мол, избиратель, который голосует за первую партию в списке, но ему безразлично, за какого кандидата голосовать, скорее всего, впишет в бюллетень именно единицу.

 

В Финляндии отсутствует избирательный барьер, а распределение мандатов между партиями и кандидатами осуществляется на основе индексов, которые рассчитываются с помощью формулы D’Hondta – специальной формулы распределения мандатов, используемой в ряде стран, в том числе и европейских.

Поскольку результаты выборов устанавливаются не на общенациональном, а на уровне каждого округа, это провоцирует эффект расхождения между индексами и количеством отданных голосов персонально за кандидата.

Как следствие, возможна ситуация, при которой кандидат с большим количеством голосов уступает депутатство кандидату с большим индексом.

Однако это скорее особенность финской избирательной системы, чем ее недостатком.

Представители политических партий считают финскую избирательную систему излишне персонализированной: партии не влияют на размещения кандидатов в списке и не определяют, кто в результате получит представительский мандат.

Поэтому они вынуждены привлекать в качестве кандидатов известных людей, которые смогут своим именем мобилизовать голоса для партии. Также это касается и финансовой поддержки – под известное имя значительно легче мобилизовать средства.

Способ выдвижения кандидатов зависит от уровня поддержки партии в том или ином округе. Там, где поддержка незначительна и рассчитывать на высокий результат не приходится, ажиотажа и конкуренции среди кандидатов не наблюдается.

В округах, где партия популярна, проходят праймериз – предварительные внутрипартийные голосования, на которых члены партии определяют, кто попадет в окончательный список кандидатов.

 

Еще один интересный нюанс – статус партии может получить только предварительно существовавшая общественная ассоциация.

В случае если в результате двух последовательных парламентских выборов партии не удается получить ни одного мандата, она возвращается к статусу общественной ассоциации.

Это позволяет финской партийной системе очищаться от избытка организаций, которые не способны эффективно выполнять одну из основных функций политической партии – бороться и завоевывать власть. Например, в прошлых выборах принимали участие 16 партий.

Для удобства избирателей в Финляндии существует возможность досрочного голосования. Для этого на территории всей страны предварительно определили 900 избирательных участков.

Например, во время последних выборов в округах Satakunta, Savo-Karelia, Oulu досрочно проголосовало больше избирателей, чем в день голосования. Самый высокий показатель был зафиксирован в округе Lapland, где почти 59% избирателей отдали свой голос заблаговременно.

Эти округа расположены на севере и востоке Финляндии – в наименее заселенных частях страны. Благодаря досрочному голосованию живущие там финны совмещают визит в населенный пункт, в котором расположен избирательный участок, с личными делами.

В целом 46% избирателей из принявших участие в голосовании сделали это досрочно.

Эта практика также значительно упрощает работу членов участковых избирательных комиссий, поскольку разгружает избирательные участки в день голосования. Это важно, учитывая традиционно высокую избирательную активность финнов.

В ближайшие четыре года – с 2016 по 2020 – в Финляндии будут проводить эксперимент с интернет-голосованием. Правда, речь идет не об общенациональных выборах, а о муниципальных консультативных референдумах.

Разработка и развитие системы интернет-голосования, по предварительным оценкам, будет стоить около 2,4 млн евро и потребует внесения изменений в некоторые законы. Ключевыми задачами эксперимента является ознакомление избирателей с альтернативным способом волеизъявления, а также завоевание доверия граждан к нему.

Каждый муниципалитет самостоятельно будет решать, как использовать интернет-голосование – как альтернативу досрочному голосованию по почте или параллельно с ним.

Избиратели смогут голосовать через интернет несколько раз, и только последний выбор будет считаться действительным.

Однако если в день голосования избиратель лично приходит на участок и голосует, тогда именно этот его выбор будет считаться окончательным и будет учитываться.

Муниципалитеты смогут использовать эту систему для проведения консультативных референдумов бесплатно. Учитывая то, что в течение последних двадцати лет произошло шестьдесят таких референдумов, это значительно удешевит стоимость их проведения.

О применении интернет-голосования на общенациональных выборах говорить рано. Больше оговорок вызывают вопросы безопасности. Да и стоимость соответствующей системы для общенациональных выборов будет в разы выше, чем та, которая будет использоваться на местах.

Финский опыт организации и проведения выборов поучителен для Украины. Очевиднее всего, он апеллирует к тому, что любые изменения нужно внедрять без спешки, резких движений и, главное, без оглядки на политическую конъюнктуру.

 

Автор: Довиле Вайшвилейте,

мониторингово-аналитическая группа "ЦИФРА",

Вильнюс–Хельсинки–Вильнюс

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: