День транспорта в Раде: евроинтеграционное измерение

Понедельник, 5 декабря 2016, 16:00 —

На этой неделе в Верховной раде будет день транспорта. Есть достаточно много связанных с этой сферой законопроектов, требующих безотлагательного рассмотрения. Украина взяла на себя довольно весомые обязательства по безопасности перевозок и должна выполнить их в довольно сжатые сроки.

Безопасность перевозок – в приоритете

Проект закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно приведения их в соответствие с законодательством Европейского Союза в сфере перевозки опасных грузов" №4644 предусматривает имплементацию Директивы 2008/68/ЕС о внутренних перевозках опасных грузов. Положения этой Директивы должны быть внедрены для всех международных автомобильных перевозок таких грузов в течение года с момента вступления в силу Соглашения об ассоциации, а для внутренних перевозок – в течение трех лет.

Документ призван усилить безопасность транспортных систем, создать предпосылки для дальнейшей имплементации соответствующих технических положений – ведь, среди прочего, должен быть разработан ряд нормативно-правовых актов на уровне правительства.

В частности, нужно внести изменения в закон Украины "О дорожном движении" относительно периодичности прохождения обязательного технического контроля для специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Также необходимо предусмотреть в Правилах дорожного движения соответствующую маркировку таких транспортных средств. Должны быть утверждены правила перевозки опасных грузов внутренними водными путями Украины и многое другое.

Законопроект №4644 соответствует требованиям Директивы 2008/68/ЕС и должен быть рассмотрен как можно скорее, учитывая те сроки, которые предусмотрены в Соглашении об ассоциации.

Другой, относящийся к сфере безопасности проект закона "О государственной программе авиационной безопасности гражданской авиации" №4046а гармонизирует национальное законодательство и ужесточает контроль за авиаперевозками. Основной целью предложенных изменений является необходимость учесть стандарты ИКАО (Международная организация гражданской авиации), ЕКГА (Европейская конференция гражданской авиации) и Европейской организации по безопасности аэронавигации (Евроконтроль).

Международные и внутренние проверки состояния авиационной безопасности субъектов Украины свидетельствуют о значительном отставании от международного уровня и требований ИКАО.

Принятие закона и утверждение новой программы авиационной безопасности гражданской авиации в Украине, что регламентируется ч. 1 ст. 85 Воздушного кодекса Украины, актуальны и необходимы для выполнения. Главной направленностью законопроекта является четкое выполнение стандарта 3.1.1. приложения 17 "Безопасность. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" Конвенции о международной гражданской авиации и независимых аудиторских проверках состояния безопасности полетов в гражданской авиации Украины.

Планируется уточнить в Воздушном кодексе Украины термин "сертификация" - это не просто заверение, а обязательная процедура подтверждения соответствия субъекта или объекта авиационной деятельности требованиям законодательства. Существенным является дополнение ч. 6 ст. 85 ("Организация обеспечения авиационной безопасности") Воздушного кодекса Украины принципиальным положением о том, что создание служб авиационной безопасности в аэропортах и провайдерах аэронавигационного обслуживания является обязательным.

Также вносятся изменения в закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности", статьи 6 и 9 в части оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности.

Одной из важнейших современных тенденций в гражданской авиации является либерализация регулирования международных воздушных сообщений. Ряд государств уже начал процесс пересмотра своей авиатранспортной политики в этом направлении. Украинское законодательство в сфере гражданской авиации требует реформирования и усовершенствования с целью создания условий, в которых воздушный транспорт будет развиваться на качественном уровне.

Сегодня Украина имеет обязательства по 39 международным договорам в рамках международного воздушного права. Законопроект соответствует нормам права ЕС и наглядно демонстрирует намерения Украины максимально реализовать условия Соглашения о Совместном авиационном пространстве с ЕС.

Касается различных аспектов безопасности и проект закона Украины "О внутреннем водном транспорте"2475а. В целом он направлен на урегулирование правоотношений в области судоходства на внутренних водных путях, содействие развитию береговой инфраструктуры, переориентации грузопотоков на экологичный и экономичный речной транспорт и т.п.

Основным нормам права ЕС законопроект соответствует и может быть принят за основу. Во время дальнейшей проработки было бы целесообразно учесть нормы Директивы Совета 96/75/ЕС о системе фрахтования и ценообразования на национальном и международном внутреннем водном транспорте (как и было предусмотрено правительственными планами имплементации Соглашения об ассоциации), а также подробнее выписать положения Директивы 2005/44/ЕС о гармонизированных  информационных услугах (речь идет о статье 69 законопроекта о речной информационной службе).

Развитие судоходства: не все так однозначно

Парламент должен также рассмотреть пакет законопроектов, касающихся развития судоходства: о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины - №№2713 и 2713д, а также о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины (№2712).

Все три законопроекта предлагают отменить выдачу разрешения центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, для иностранных судов, осуществляющих каботажные перевозки.

Эта новация в целом соответствует Соглашению об ассоциации. В частности, положениям статьи 135 Соглашения о применении сторонами принципа неограниченного доступа международных морских рынков и торговли на коммерческой и недискриминационной основе, а также предоставлении судам другой стороны режима, не менее благоприятного, чем тот, что применяется к собственным судам или судам любой третьей страны. При этом, однако, в дальнейшем

следует уточнить соответствие нормам Директивы 2009/15/ЕС (имплементация которой также следует из содержания Соглашения) по повышению безопасности и предотвращению загрязнения вод путем проведения приоритетных инспекций судов.

Директива устанавливает меры по проведению инспекций, осмотров и сертификации судов на соответствие международным конвенциям по безопасности на море и предотвращению загрязнения морей, способствуя при этом реализации цели свободного предоставления услуг.

Законопроекты 2713 и 2713-п предусматривают условное полное освобождение от налогообложения таможенными платежами резидентов Украины при временном ввозе морских (речных) судов. Законопроект 2713-д, в отличие от 2713, содержит конкретные условия, при которых это может быть осуществлено. На первый взгляд, эта норма также может казаться соответствующей вышеупомянутой статье 135 Соглашения. Однако Украина также обязалась имплементировать положения Таможенного кодекса ЕС (Регламент 450/2008), который предусматривает, что режим временного ввоза предоставляется по общему правилу для нерезидентов.

Поэтому есть смысл уточнить эти нормы, учитывая положения статьи 135 Соглашения: "Стороны должны отменить или воздерживаться от внедрения любых административных, технических и других мер, которые могут иметь косвенное ограничительное или дискриминационное влияние на граждан или компании другой Стороны по поставкам услуг международных морских перевозок".

Самолетостроение: внимание к международным обязательствам

Законопроект "О внесении изменений в раздел ХХ "Переходные положения" Налогового кодекса Украины относительно поддержки самолетостроительной отрасли" №3457 предусматривает продление до 1 января 2025 года ряда налоговых льгот (нулевая ставка НДС, освобождение от налогообложения прибыли предприятий, освобождение от уплаты земельного налога).

В контексте правил Мировой организации торговли предоставления государственной помощи в форме освобождения от налогообложения является субсидией. Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах различает разрешенные и запрещенные субсидии. В ч. 2 ст. 8 данного Соглашения отмечается, что помощь в научно-исследовательской деятельности возможна, если составляет не более 75% стоимости промышленных исследований.

Таким образом, освобождение от НДС и налога на прибыль в данном контексте относится к разрешенных субсидий. Однако должны быть пересмотрены объемы освобождения от налогообложения.

В целом, с полным освобождением от налога на прибыль и НДС в части, которая не касается исследований, следует быть очень осторожными. В Украине уже закончился переходный 8-летний период (предусмотренный ст. 27 Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах), в течение которого не применялись ограничения на государственную финансовую помощь.

В контексте положений Соглашения об ассоциации следует отметить, что каких-либо глобальных запретов относительно государственной поддержки Соглашение не предусматривает. Вместе с тем, поддержка не должна вредить конкуренции и торговли между Сторонами. Во избежание этого риска Соглашение предусматривает постепенное внедрение правил государственной помощи ЕС, а первый шаг в это сделан два года назад с принятием закона Украины "О государственной помощи субъектам хозяйствования".

Кстати, срок пересмотра схем поддержки наступит раньше 2025 года. Поэтому в дальнейшем при планировании поддержки самолетостроительной отрасли стоит уделить внимание положениям Соглашения об ассоциации и соответствующим правилам ЕС.

Автори: Денис Черников, Наталья Калиниченко, Юлия Хорт

Статья подготовлена при поддержке Black Sea Trust for Regional Cooperation

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.