Туркменистан переизбрал "вечного президента". Воспользуется ли этим Украина?

Понедельник, 13 февраля 2017, 14:12 — Олег Смирнов, "Украинская призма"

Выборы президента Туркменистана 12 февраля не принесли никаких неожиданностей и прогнозируемо легитимизировали третий президентский срок главы государства Гурбангулы Бердымухамедова. Украинский бизнес может рассчитывать на определенную стабильность в этом государстве, однако этого явно недостаточно.

Поэтому разберемся, что именно произошло в Туркменистане.

Выборы без выбора

Если оценивать по украинским, да и вообще по западным меркам, то Ашгабат способен поразить "политической сознательностью" избирателей. Так, в воскресенье на участки для голосования (по официальным данным) пришли 97,27% избирателей.

Но конечно же, причина в другом.

Голосование за президента Туркменистана сложно назвать "выборами" в привычном смысле.

Текущий уровень развития гражданского общества в Туркменистане исключает появление серьезных политических течений или движений, способных составить хоть какую-то конкуренцию действующему президенту. Вместе с тем, жесткий правительственный контроль за общественной жизнью и административный ресурс, который широко используется властью, исключают реальную борьбу и состязательность избирательного процесса.

 

Кроме того, Бердымухамедов действует в традиционном для восточных правителей стиле.

В сентябре 2016 года он провел изменения в конституции страны – увеличил срок президентских полномочий до 7 лет, снял ограничения на количество сроков пребывания при власти и отменил 70-летний возрастной ценз.

Это позволяет ему быть пожизненным главой государства, сосредоточив в своих руках фактически неограниченную власть.

Демократия напоказ

Несмотря на очевидную несовместимость системы с западными демократическими стандартами, туркменское руководство пытается придать выборам признаки демократичности и получить большую легитимизацию в глазах Запада.

Формально в стране есть многопартийная конкуренция и обеспечено участие в выборах большого числа кандидатов. В нынешней президентской гонке принимали участие рекордное количество кандидатов – девять, выдвиженцы трех партий и шести инициативных групп.

Однако все "оппоненты" действующего президента являются руководителями местных администраций или представителями руководящего звена государственных предприятий, что ставит под сомнение их независимость. А аналитики вообще не сомневаются, что все кандидаты были техническими.

Результат это подтвердил – Бердымухамедов получил почти 98% голосов.

 

Поэтому неудивительно, что президентские выборы не имели значительного влияния на ситуацию в Туркменистане, не изменят внешнеполитических приоритетов Ашгабата и не повлияют на ранее достигнутые двусторонние договоренности, в частности с Украиной.

Что с этого Украине?

Учитывая результаты визита президента Петра Порошенко в Ашгабат в 2015 году, у Украины достаточно возможностей для активизации политического диалога и наполнения реальным содержанием договоренностей относительно углубления торгово-экономических связей. Украинский и туркменский лидеры неоднократно отмечали перспективность сотрудничества в топливно-энергетической, строительной, транспортной и машиностроительной сферах, в сфере сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

Туркменистан – четвертое государство мира по запасам газа и традиционно воспринимается как мощный поставщик энергоресурсов, который мог бы стать альтернативой России.

Однако отсутствие прямых логистических маршрутов из Туркменистана делает невозможными масштабные поставки нефти и газа в Украину.

Технически трубопроводы в обход РФ можно построить, но, без сомнения, в нынешних геополитических реалиях Россия будет блокировать любые попытки наладить транзит энергоресурсов из Центральной Азии.

При таких условиях остается развивать потенциал украинских предприятий (таких как "Альтком", "Интербудмонтаж", "Крюковский вагоностроительный завод"), которые уже привлечены к строительству на территории Туркменистана инфраструктурных объектов общегосударственного значения, сложных инженерных коммуникаций, объектов нефтегазовой, промышленной и транспортной отраслей.

Вместе с тем товарооборот между двумя странами очень незначителен, особенно из-за сужения номенклатуры товаров, поставляемых в Туркменистан. Также оставляет желать лучшего объем двусторонних инвестиций и деятельность по созданию совместных предприятий.

Выборы в Туркменистане в очередной раз подтвердили, что символом этой страны остается стабильность, поэтому Украине не стоит ждать прорывных инициатив от этого государства. В то же время за Киевом остается право и возможность для инициатив со своей стороны. Конечно, если у нас есть желание изменить ситуацию в двусторонних экономических отношениях.

Период после выборов подходит для этого как нельзя лучше.

 

Автор: Олег Смирнов,

Совет внешней политики "Украинская призма"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.