Как Чехия защитила себя от монополизации власти и сохранила ее эффективность

Аналитика коротко
Понедельник, 30 января 2023, 18:10

Чехия – один из самых надежных союзников Украины в противодействии агрессии РФ. Этот курс должен только усилиться после победы на последних президентских выборах отставного генерала Петра Павела.

Но как Чехии удалось сохранить проукраинский курс при президентстве Милоша Земана – одного из самых пророссийских глав государств Евросоюза? Того самого Земана, который перед войной предлагал узаконить аннексию Крыма в обмен на выплату Украине компенсации?

Это стало возможным благодаря продуманной системе распределения властных полномочий, идет речь в статье аналитика Центра совместных действий Назара Заболотного Почему у Чехии получилось: как Прага смогла построить сильное государство со слабым президентом.

В конституции Чехии прямо записано, что насилие не может быть средством политической борьбы. В той же норме определено, что политическая система основана на свободной конкуренции политических партий

Это закладывает принцип пропорционального представительства в нижней палате парламента, которая является ключевым институтом системы чешской власти.  

Чешский парламент состоит из двух палат: нижней – Палаты депутатов и верхней – Сената. 

В нижнюю палату входят 200 депутатов, которые избираются в 14 региональных округах на пропорциональной основе по открытым спискам на четыре года. 

Сенат – это 81 сенатор, которые избираются на шесть лет по мажоритарной системе. Треть Сената обновляется каждые два года. 

Депутатом можно стать с 21-летнего возраста, а сенатором – с 40-летнего.  

Палаты парламента не имеют одинаковой силы. 

Законопроекты подаются только в Палату депутатов. А вот право законодательной инициативы имеют депутаты, группа депутатов, Сенат, правительство или даже власти регионов.  

Обычные законы Палата депутатов принимает простым большинством от присутствующих при условии, что в зале есть не менее трети народных избранников. 

После принятия решения в целом в нижней палате его рассматривает палата верхняя – Сенат. Он может в течение 30 дней утвердить, отклонить или вернуть проект в Палату депутатов с поправками. 

Более простое принятие решений в нижней палате и жесткие временные рамки для рассмотрения вопросов в верхней палате делает чешский парламент значительно эффективнее украинской Верховной рады.

Хотя Чехия является парламентской республикой, наши западные друзья выбирают своего номинального лидера всенародным голосованием. Правда, эта практика появилась лишь 10 лет назад – до этого президентов избирали в парламенте. 

Президента избирают на пять лет и никто не может быть избран более двух раз подряд.  

Чешский лидер имеет традиционные для парламентской республики церемониальные полномочия в сфере внешних отношений: принимает верительные грамоты иностранных послов и формирует зарубежные дипломатические учреждения самой Чехии. 

Также он является верховным главнокомандующим вооруженных сил, но на практике вопросами армии в основном занимается профильный министр.  

Конституция предоставляет президенту полномочия назначать премьера и других министров. Однако ни один состав правительства не может работать без согласия парламентариев. Поэтому президент только номинирует тот состав чиновников, который ему предлагает парламентское большинство.  

Чешский лидер власти имеет очень мало и в основном отвечает за государственный церемониал, а не фактическое управление страной.

Впрочем, чешская конституция, в отличие от украинской, позволяет парламенту расширять полномочия президента законами.  

Состав правительства фактически определяет Палата депутатов – номинированным премьеру и министрам надо получить от парламентариев вотум доверия не позднее чем через 30 дней после их внесения президентом.

То есть побыть министром в Чехии можно и без согласия парламента, но очень недолго.  

Модель власти, которую приняла Чехия в процессе демократизации общества, закономерно сделала страну успешной. Она проста и эффективна, что способствует быстрому принятию решений. 

А слаженная работа правительства и парламента помогает решать проблемы граждан, а не заниматься бесконечной имитацией.  

Важным выводом для Украины является то, что государство может существовать без всесильного вождя и ничего от этого не терять, а наоборот – выигрывать.

Подробнее – в материале Назара Заболотного Почему у Чехии получилось: как Прага смогла построить сильное государство со слабым президентом.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: