Как сделать нефтегазовые санкции более болезненными для России

Аналитика коротко
Понедельник, 6 марта 2023, 13:19

Насколько прибыльным был для России 2022 год, настолько финансово проблемным будет для нее год 2023, пишет президент DiXi Group Елена Павленко в колонке Лишить Россию денег на войну: как ЕС стоит усилить энергетические санкции.

Автор колонки пишет, что в прошлом году работало правило, которое Россия применила ко всем странам, которые покупали ее нефть и газ – чем больше сокращать объемы поставок, тем выше будут цены.

Это позволило России, констатирует Елена Павленко, при сокращении поставок газа в ЕС, получать рекордные объемы прибыли: поставив в ЕС 100,9 млрд кубометров газа в 2022 году (по сравнению с 185,1 млрд кубометров газа в 2021), Россия получила вдвое больше средств. 

"Но в 2023 году тенденция может быть противоположной", – считает эксперт.

Когда стало понятно, что страны ЕС способны пройти зимний период и найти замещение российского газа, цены начали падать, пишет президент DiXi Group. Цена на газ уже упала до 600 евро за тыс. кубометров, тогда как ранее она достигала 2000 евро за тыс. кубометров.

По словам Елены Павленко, аналогичную тенденцию мы видим в ситуации с нефтью. И когда Россия попыталась применить свою формулу "минус объем, плюс цена" на рынке нефти, она не сработала.

Как следствие, недавно российское правительство заявило, что будет сокращать добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки, начиная с марта. Рынок почти не отреагировал на это заявление.

"Отсюда первый месседж: российская формула "минус объем, плюс цена" уже не действует", – делает вывод автор колонки. 

И даже если она и будет иметь эффект, то он будет значительно слабее в этом году, чем в 2021-2022. Это означает, пишет эксперт, что ЕС и G7 могут продолжать снижать price cap (ценовые ограничения) на российскую нефть и не бояться шока, который возник еще в начале прошлого года.

После того как price cap начал действовать, результат санкций стал хорошо виден.

В январе 2023 года дефицит бюджета РФ составил $25 млрд, и это почти 60% годового дефицита бюджета. Налоговые поступления от продажи нефти и газа упали на 46% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Также существенно выросли расходы – почти на 60%. Россия финансирует войну, а это требует много денег.

Важно, что этот бюджет Россия формировала при цене на нефть в $70, зато она торговалась в январе на отметке около $50. То есть если принять во внимание результаты первого месяца, учесть снижение цены на нефть и еще добавить результаты санкций на нефтепродукты, то уже сейчас очевидно, что Россия завершит 2023 год с огромной дырой, которая будет превышать официальные прогнозы. Эксперты говорят о дефиците до $70-80 млрд.

"Вероятно, на закрытие этой дыры будут использовать Фонд национального благосостояния.

Но это только начало санкционного давления", – предупреждает президент DiXi Group. 

Введение ценовых ограничений на нефтепродукты с февраля 2023 года даст дополнительный эффект и сделает поступления в российский бюджет еще меньше, уверена эксперт.

Впрочем, несмотря на сокращение доходов от нефти и трубопроводного газа, Россия достаточно хорошо чувствует себя в секторе ядерной энергетики и поставок LNG.

"Поэтому мы ожидаем, что вскоре как LNG, так и атомный сектор также станут секторами, на которые будут распространены санкции ЕС", – отмечает Елена Павленко.

Подробнее – в колонке Елены Павленко Лишить Россию денег на войну: как ЕС стоит усилить энергетические санкции.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: